Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я ходил в музеи и собирал слезы»

Художник и режиссер Ян Фабр — о Бельгии, Кирилле Серебренникове и Мавзолее

Художник и режиссер Ян Фабр представил в Москве свою рефлексию о родине «Бельгийские правила/Бельгия правит». «Газета.Ru» расспросила фламандца о деле Кирилла Серебренникова, отношении к животным, Ленине и самом дорогом художественном проекте.

В Москву приехал Ян Фабр — свободный радикал от современного искусства и театра, возмутитель спокойствия и «православной» общественности, чья выставка «Дары смерти» в Эрмитаже с чучелами мертвых животных вызвала скандал не меньшего масштаба, чем позже «Матильда». В московском Театре Наций на фестивале «Территория» показывают его спектакль «Бельгийские правила/Бельгия правит». Художник рассказал «Газете.Ru» о его новом четырехчасовом спектакле, 24-часовой постановке «Гора Олимп», бельгийском короле и вреде размышлений о деньгах

— Ваше творчество должны любить представители поколения миллениалов…

— Почему?

— У вас очень много автопортретов, а они все время себя делают селфи.

— Да нет, это совсем разные вещи. Во-первых, то, что вы принимаете за автопортреты — не всегда автопортреты: «Человек, измеряющий облака» — это мой покойный брат, а «Человек, несущий крест» — мой дядя. Просто мы все очень похожи. Потом,

я скорее работаю в русле фламандской живописной традиции: Рубенс, Ван Дейк — все наши знаменитые художники писали автопортреты.

В сущности, вы никогда не сможете изобразить себя — все равно получится кто-то другой. Сделать автопортрет — все равно что снять с себя маску. Я делал инсталляцию Chapters I-XVIII из 18 автопортретов — 18 масок Яна Фабра: клоун, гангстер, гений, дурак и так далее. Мне интересно следить за тем, как меняется мое тело. Мы же все проходим метаморфозы: стареем, седеем, покрываемся морщинами.

— Вы писали картины собственной кровью. Помните, как первый раз себя порезали?

— Мне было всего 18, и я чувствовал, что делаю нечто запретное. Вообще, я использовал не только кровь — я смешивал разные телесные жидкости: сперму, слезы. Кстати, это тоже традиция фламандской живописи:

старые мастера подмешивали кровь в коричневую краску, а измельченные кости — в белую.

Я тогда исследовал тело, например, составлял типологию слез, которыми рисовал: плач бывает чисто физиологический — от лука, эмоциональный и духовный, вызванный, скажем, прекрасной музыкой. Я ходил в художественные музеи с блокнотом, потому что знал, что при виде гениальной картины могу заплакать, собирал слезы на бумагу, а рядом писал дату и причину.

— Один из ваших любимых сюжетов — выставленное напоказ мертвое тело: вы используете панцири жуков, чучела птиц и зверей. Что думаете про Мавзолей Ленина?

— Я впервые побывал там 25 лет назад, это был сильнейший духовный опыт. Мавзолей — это Дэмиен Херст до Дэмиена Херста (представитель движения «молодых британских художников», один из самых дорогих художников мира, автор знаменитой «акулы в формалине» и других объектов с мертвыми животными. — «Газета.Ru»). Прекрасная инсталляция. Трудно придумать лучший памятник Ленину — блестящему мыслителю и великому визионеру.

Я отношусь к его телу не как к телу, а как к скульптуре.

Помню, когда умер мой отец, и я его увидел, мне тоже показалось, что он стал очень реалистичной бронзовой скульптурой.

— Собаки, жуки, черепахи, попугаи — все животные в ваших работах имеют символическое значение. В «Бельгийских правилах» актеры выходят в голубиных масках. У вас еще в Лувре была инсталляция со стеклянными голубями. Что эта птица значит для вас?

— Голубь — особая птица для Бельгии. Понимаете, мы маленькая сюрреалистическая страна в стиле «Монти Пайтона». Другие страны — чемпионы мира по футболу, бегу, а мы — чемпионы по разведению голубей. У нас лучшие в мире голуби.

— То есть голуби — это такой бельгийский бренд, как вафли?

— Ага. Голубей мы тоже едим — есть такое фламандское блюдо. Обычных уличных голубей мы называем крылатыми крысами. При этом наши живописцы изображали Святого Духа в облике голубя. В общем, с этими птицами все не так просто. В спектакле «Бельгийских правилах» один из главных героев — заводчик голубей.

В то же время человек в маске голубя — образ «другого», иностранца, беженца.

— В аннотации к нынешнему спектаклю написано, что вы назвали Бельгию «слабым государством, способным лишь на художественный пердеж».

— Бельгия появилась каких-то 180 лет назад по надуманной экономической причине. Бельгийский флаг появляется на улицах только во время футбольных матчей.

Бельгийская идентичность очень слабая — люди ощущают себя не бельгийцами, а фламандцами, валлонцами, немцами или брюссельцами.

Но, с другой стороны, именно в этом раздрае кроется уникальность Бельгии, ее красота.

— Вы делали инсталляцию из жучьих панцирей для Королевского дворца в Брюсселе и ваяли из мрамора членов бельгийской королевской семьи. Вы монархист?

— Применительно к Бельгии — да. И во Фландрии, и в Валлонии множество праворадикалов-сепаратистов, а радикальные правые — природные враги красоты и индивидуализма. Король и королева — именно те, кто противостоят им на символическом уровне. Они держат Бельгию вместе.

— Глядя на 24-часовой спектакль «Гора Олимп» можно подумать, что вы совершенно бескомпромиссный художник. Может, я ошибаюсь, и вы на самом деле мечтаете о спектаклях длиной в месяц и о полях, покрытых жуками?

— Никакого компромисса. Компромисс — для середняков. Работа настоящего художника — это всегда результат сознательного выбора. Я слуга красоты. Я стою на коленях и слушаю, что мир от меня требует. Иногда он требует скульптуру, иногда — текст, иногда — фильм.

— Какой ваш проект был самым дорогим?

— Наверное, инсталляция Pietas на Венецианской биеннале. Это утопическая работа, где символы разных религий собраны вместе. В центре — реинтерпретация «Пьеты» Микеланджело с мертвым лицом Марии. Я использовал самый чистый в мире мрамор — белый-белый, без единой жилки. Статуи стояли на платформе из 24-каратного золота, люди могли заходить в инсталляцию только в тапочках.

Я работал над скульптурами по шесть-семь месяцев, а когда они не удавались, ломал их. Я сильно рисковал финансово, но мне было все равно. С 18 лет и по сей день я никогда не думал о бюджете.

Художник, которого волнуют деньги, не сможет адекватно себя судить. Он не найдет в себе силы сломать плохую скульптуру, если она сделана из дорогого мрамора.

— Ваша знаменитая «Гора Олимп» была из той же серии?

— Когда я ставил «Гору Олимп», мы работали 12 месяцев с 40 артистами. Это нереально ни в Европе, ни в России: режиссеры торопятся, делают спектакли за десять недель. Мы рискнули — потратили все деньги компании, чтобы репетировать целый год. Если бы зрители не приняли спектакль, мы бы разорились. Все продюсеры говорили мне: Ян, это невозможно, так нельзя. Но я верил, что эта работа необходима — и чем больше меня отговаривали, тем больше мне хотелось ее сделать.

В итоге «Гора Олимп» имела большой успех — но еще накануне премьеры в Берлине я предупреждал актеров, что мы можем закончить спектакль с 20 людьми в зале. К счастью, люди не только остались с нами, но еще и устроили нам 40-минутную стоячую овацию. Это, конечно, было приятно, но это не то, ради чего я работаю.

— Вы не первый год проводите мастер-класс для студентов фестиваля «Территория». Как вам наши артисты?

— Ну, у них всего три дня на упражнения, которые мы в нашем театре делаем ежедневно в течение многих лет. Я вижу молодых актеров с широко раскрытыми глазами, готовых принять этот новый опыт — но чтобы стать настоящим воином красоты, нужно куда больше времени.

— Что еще за воин красоты?

— Это тот, кто защищает и прославляет уязвимое и хрупкое. Растения, животных, беженцев, сексуальные меньшинства, инакомыслящих.

— В этом году фестиваль «Территория» проходит в достаточно драматичной ситуации: один из его арт-директоров, Кирилл Серебренников, находится под домашним арестом.

— Я плохо знаю ситуацию и не готов о ней говорить, я все-таки иностранец. Одно могу сказать точно: здоровое общество должно защищать своих художников и свое искусство.

Новости и материалы
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Постпред РФ обвинил США в составлении сценариев преступления Украины
Бывший футболист сборной оценил попадание в руку Чалова в штрафной ЦСКА
Все новости