Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ТВ

Кадр из сериала «Демон революции» (2017)
Кадр из сериала «Демон революции» (2017)
Пресс-служба канала «Россия-1»

Демон внутри них

«Россия 1» покажет сериал «Демон революции»

На канале «Россия 1» начинается показ сериала «Демон революции», в котором Парвус предлагает Ленину сделать революцию на немецкие деньги и обещает, что долги отдавать не придется.

1915 год. Бизнесмен, видный деятель социал-демократического движения, теоретик марксизма и политэмигрант из России Александр Парвус (Федор Бондарчук) предлагает министру иностранных дел Германии план по организации революционных выступлений в Российской империи. По его мнению, цели большевиков совпадают с целями немцев, и небольшая финансовая помощь на нужды революционеров поможет обеим сторонам достичь нужных им целей — свергнуть царя и выиграть Первую мировую. Министр соглашается, и Парвус едет в Цюрих на встречу с Лениным (Евгений Миронов).

Первый визит ни к чему не приводит — Ленин прогоняет незваного гостя. Но уже через несколько недель — после уговоров вождя товарищами по партии, а также Надеждой Крупской (Дарья Екамасова) и Инессой Арманд (Виктория Исакова) — они встречаются снова и приходят к соглашению. Парвус будет выделять деньги Ленину, но так, чтобы об этом никто не знал, а для контроля финансовых потоков примет в свою фирму одного из самых доверенных большевиков — Якуба Ганецкого (Дмитрий Лысенков). В то же время активность Парвуса привлекает внимание русской контрразведки, и Мезенцев (Максим Матвеев), бывший армейский офицер, вынужденный перейти на заранее нелюбимую службу, начинает разработку возможной угрозы царю и отечеству.

Канал «Россия 1» отмечает столетие Октябрьской революции многосерийным фильмом Владимира Хотиненко «Демон революции»,

в котором показана роль германского золота и загадочного Александра Парвуса в подготовке устроенного большевиками в 1917-м переворота.

Немецкое золото, на которое большевики устроили переворот 25 октября 1917 года (по старому стилю, конечно), до сих пор является предметом ожесточенных споров. Впервые Ленина и его соратников обвинили в работе на разведку Германской империи — напомним, главного противника Антанты в Первой мировой войне — летом того революционного года, после июльских событий, завершившихся кровавым противостоянием сторонников и противников Временного правительства. За прошедший век открыто множество документов, написаны горы мемуаров очевидцев, но ясности в вопросе «был ли Ленин немецким шпионом» так больше и не стало. Основные доказательства — путешествие большевиков через Германскую империю в «пломбированном вагоне», несколько писем и официальных бумаг, а также связь революционеров с Александром Парвусом.

Личность эта на самом деле интересная и, пожалуй, незаслуженно задвинутая в тень.

Постарались, как ни странно, победившие всех своих противников (в том числе и идеологических) большевики. У них очень быстро сформировалась политически верная история партии и Революции, которая в дальнейшем привело к появлению «Краткого курса истории ВКП(б)». Все, что не вписывалось в новую историческую концепцию, объявлялось «небывшим» — в «Кратком курсе…», к примеру, о Троцком упоминали только в связи с различными антипартийными блокам, с которыми приходилось бороться большевикам до и после революции (и побеждать, конечно).

Парвус также оказался в компании тех, кто не соответствовал генеральной линии.

Он родился в семье еврея-ремесленника под Минском (настоящая фамилия — Гельфанд), вырос в Одессе, но уже с 18 лет жил за границей — после окончания Базельского университета перебрался в Германию, вступил в СДПГ, издавал газеты на немецком языке, хотя отношения с русскими социалистами поддерживал. Парвус был знаком с Лениным, во время раскола 1903 года поддержал меньшевиков, потом близко общался с Троцким — они обсуждали идею «перманентной революции», а в 1905-м создали и фактически возглавили Петербургский совет рабочих депутатов. Собственно, с поражения этой революции и начался закат Парвуса как политической фигуры — по словам Троцкого, он не обнаружил качеств вождя, за которым идут люди.

Зато он оказался удачливым бизнесменом, сколотил неплохое состояние во время Балканских войн и сумел не растерять его в последующие годы, которые все же особой стабильностью не отличались. Правда, его деятельность в Турции (он был одним из инициаторов вступления этой страны в Первую мировую на стороне Германии) привела к тому, что он стал изгоем для всех социалистов — отношения с ним порвали и меньшевики, и Ленин, и Троцкий. Самым известным деянием Парвуса был так называемый «Меморандум доктора Гельфанда» — 20-страничный документ с предложениями по организации революции в России, который он направил в правительство Германской империи. Было ли это было просто желанием заработать еще немного денег на разложении военного противника страны своего проживания или же он действительно верил в то, что такое возможно — мотивы Парвуса неизвестны до сих пор. И также неизвестно, насколько в предложенный план поверили в Германии и насколько ему готовы были следовать те, кого Парвус наметил в лидеры будущей революции. То есть большевики.

Сериал «Демон революции» опирается на ту версию, что Парвус на самом деле собирался устроить революцию в России на деньги немцев.

У него получится, разумеется — в предлагаемых фильмом условиях большевики не смогут отказаться от бесплатного финансирования. Впрочем, Германии, как мы помним из истории (и не только из «Краткого курса»), следование «Меморандуму» выиграть войну не помогло. Более того — они получили революцию и у себя тоже и за свои же, фактически, деньги. Можно ли это поставить в заслугу Парвусу и его «перманентной революции» — вопрос вопросов, и будет интересно посмотреть, сумели ли сценаристы «Демона» найти на него ответ.

Но в целом этот ответ очень зависит от поведения Ленина.

Сериальный вождь советского народа показан человеком себе на уме, очень прагматичным и жестоким — он готов взять деньги врага своей страны, если это позволит воплотить в жизнь его мечту. Для Хотиненко такой подход означает своеобразное продолжение его обращения к Достоевскому — в недавнем сериале «Бесы» (где играл Матвеев) и в более отдаленном по времени байопике писателя (где играл Миронов). В результате этой переклички название нового фильма режиссера, которое вроде бы прямо намекает на роль Парвуса, становится многозначным — оно в равной степени может относиться к лидеру большевиков, который и тарелки в университетской столовой моет согласно расписанию, но может, как в старом анекдоте, «и бритвочкой полоснуть». Если, разумеется, никто не увидит и не сможет потом испортить светлый образ пламенного борца за дело рабочего класса.