Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ТВ

Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
  • Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
  • Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
  • Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
  • Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
  • Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
  • Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
  • Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
1 7

Тоже человек

На Netflix вышел сериал по роману Маргарет Этвуд «Она же Грейс»

Netflix представил сериал «Она же Грейс» — экранизацию одноименного произведения Маргарет Этвуд, в котором обвиненная в убийстве женщина доказывает, что она тоже человек.

В 1843 году служанку Грейс Маркс (Сара Гадон, одна из ролей второго плана в недавнем «11.22.63») и конюх Джеймс Макдермотт (Керр Логан) обвинены в убийстве своего хозяина Киннера (Пол Гросс), богатого фермера из провинции Верхняя Канада, и его экономки Нэнси Монтгомери (Анна Пэкуин).

После недолгого разбирательства конюха повесили, а Грейс была приговорена к пожизненному заключению. Но спустя много лет появляется группа недовольных старым судебным решением. Они приглашают американского доктора, практикующего психолога Саймона Джордана (Эдвард Холкрофт, сыгравший в двух фильмах серии «Kingsman») и предлагают ему разобраться – виновна ли женщина в том убийстве или же ее осудили несправедливо.

Джордан начинает цикл бесед с заключенной, слушая рассказы о том, как она жила, и пытается понять, может ли этот человек лишить жизни другого человека.

Онлайн-сервис Netflix показал мини-сериал «Она же Грейс» — своевременную экранизацию еще одного романа канадской писательницы Маргарет Этвуд.

В этом году кинематографисты вспомнили о существовании двух писателей – вполне предсказуемого Стивена Кинга, а также об Этвуд. О Кинге, впрочем, вообще сложно забыть, и успех экранизаций его произведений целиком зависит от того, кто их делает и как именно (фильм «Темная башня» и сериал «Мгла» провалились, а вот «Оно» стало кассовым рекордсменом), то с популяризатором идеи равенства полов из Канады дело обстоит намного сложнее.

Этвуд прославилась своим «Рассказом служанки» — антиутопией о страшном мире будущего, в котором женщине отведена роль вещи. Написала она эту книгу еще в середине 80-х, получила за нее положенные премии, что позволило ей продвигать идеи феминизма и в дальнейшем. Не без успеха, следует заметить – у писательницы есть и Букеровская премия (в 2000-м за «Слепого убийцу»), полученная, кстати, уже после того, как она претендовала на эту награду за «Рассказ служанки» и за «Она же Грейс».

«Рассказ» был экранизирован почти сразу после выхода – в фильме 1990 года главную героиню сыграла Наташа Ричардсон, но назвать эту версию удачной вряд ли возможно. Зато сериал VOD-сервиса Hulu (премьера состоялась в апреле этого года) пришелся ко времени и месту – на фоне прихода к власти в США одиозной фигуры Дональда Трампа, известного своими высказываниями о женщинах, основные мысли романа-предупреждения оказались очень востребованы.

За прошедшие полгода ситуация в США изменилась – пусть не кардинально, но заметно.

Звезды кино и телевидения все еще обращаются к теме Трампа и поминают своего президента едва ли не на каждой церемонии каждой премии, но прежнего накала уже не видно – и вряд ли в следующем году Алек Болудин снова получит «Эмми» за то, что просто изображает президента.

Зато набирает ход новый скандал – с сексуальными домогательствами облеченных властью голливудских продюсеров и актеров ко всем вокруг. Скандал уже разрушил карьеры Харви Ванштейна и Кевина Спейси, пробежался по Бретту Ретнеру и даже Дастину Хоффману, и не факт, что общая эпидемия анти-харассмента удовлетворится только этими жертвами.

«Она же Грейс» как раз и посвящен отношениям мужчин и женщин в условиях глубоко патриархального общества.

 Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Кадр из сериала «Она же Грейс» (2017)
Netflix

Роман, основанный на реальной истории, вышел двадцать лет назад и эмоций, подобно «Рассказу служанки», не вызвал. Может, дело было в том, что «Она же Грейс» обращается не в возможное будущее, а в уже случившееся прошлое, и не может служить предупреждением – лишь напоминанием о том, что уже было.

Подобную нишу в последние годы занимали картины о борьбе чернокожих граждан США за равные права –

такие фильмы получали престижные награды, но не более того, отправляясь на полку к историческому кино, которого не просто много. Тысячи их.

Сериал (как и книга, сюжету которой он следует) о судьбе несчастной Грейс Маркс тоже, в принципе, может отправиться на эту полку. Главная героиня романа приехала в Канаду вместе с семьей и с детства видела, как жестокий отец-пьяница бил и унижал мать. Позже она и сама прошла через насилие, а потому была счастлива, когда удалось вырваться из этого ада в другой, чуть более комфортный ад, в котором не бьют, но в котором также сложно жить.

Страшная сказка оборвалась обвинением в убийстве, тридцатилетним заключением в тюрьме, закончившимся освобождением по странной причине – из-за недоказанности, и сомнительной честью быть живой диковинкой, предназначенной для развлечения провинциальных дам (как же – живая убийца и совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки).

В сериале (и в книге) Грейс рассказывает историю своей жизни заезжему доктору-психологу, который пытается добиться от своей невольной пациентки полной откровенности.

Но судьба настолько приучила ее лгать, что найти истину в рассказе женщины непросто даже этому внимательному предшественнику Зигмунда Фрейда, не говоря уж о читателях или зрителях.

Но правду говорит Грейс или нет – совершенно неважно. Важно, что ее рассказ может объяснить все, случившееся с тем же Вайнштейном – тот выглядит как осколок старого общества, в котором – о ужас — место женщины было на кухне (в лучшем случае, разумеется).

Сейчас это, к счастью, уже не так – или не совсем так. Но смотреть «Она же Грейс» как фильм ужасов из былых времен не выходит: сериал все же ближе к натуральному триллеру, в котором дотошный следователь (нет, не Порфирий Петрович) ищет ответ на извечный вопрос – кто убил (нет, не Лору Палмер), а кто стал жертвой оговора. И все это на фоне декораций XIX века и упоенного перешептывания о Восстании с большой буквы, которое должно было освободить всех страждущих — в том числе и женщин, конечно, — если бы не было подавлено реакционерами.