Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Кадр из фильма «Дыши ради нас» (2017)
Кадр из фильма «Дыши ради нас» (2017)
The Imaginarium Studios

«Это история про любовь как доверие»

Эндрю Гарфилд рассказал о фильме «Дыши ради нас»

В российский прокат выходит «Дыши ради нас» — байопик Робина Кавендиша, который в 28 лет узнал о том, что болен полиомиелитом, но не сдался и посвятил жизнь защите прав инвалидов и улучшению условий их жизни. Картина стала режиссерским дебютом актера Энди Серкиса, а главную роль в фильме сыграл Эндрю Гарфилд, рассказавший «Газете.Ru» о работе над фильмом.

— В прошлом году вы снялись в «Молчании» Мартина Скорсезе и «По соображениям совести» Мэла Гибсона. «Дыши ради нас» — режиссерский дебют Энди Серкиса, проект куда более скромный. Чем он вас заинтересовал?

— Честно говоря, я был в полном восторге от сценария Уильяма Николсона. Мало того, что это поразительная история о человеческом мужестве и преодолении, так она еще и потрясающе написано. Это очень поэтичный текст, я сразу захотел поучаствовать в его экранном воплощении. Ну а потом мы встретились с Джонатаном Кавендишем. Я видел до этого фильмы, которые он продюсировал, но тут был особый случай — речь все-таки шла о его отце. И он настолько горел этим проектом, что моментально зарядил меня этим волшебством. Не было сомнений в том, что фильм получится достойным и невероятно трогательным.

– Ощущалось ли, что в режиссерском кресле сидит все-таки актер, а не опытный режиссер?

— Знаете, это было очень здорово, потому что актеры понимают, насколько сложен и порой невозможен процесс актерской игры, что не всегда ясно не владеющим этой профессией режиссерам. Энди по-настоящему проникся историей, смог прочувствовать и понять, как ее представить зрителю. Он очень чуткий постановщик. Кроме того, всегда очень весел, на площадке все время царила отличная атмосфера.

— Вашего героя Робина Кавендиша парализовало в 28 лет. И большую часть жизни он провел в инвалидном кресле. Как вы работали над ролью?

— Физически ограничение приносило жуткое неудобство и в то же время освобождало. В процессе съемок сыгравшая Диану, жену Робина, Клэр Фой стала моим телом, моим способом передвигаться в мире. Точно так же Робин продолжал познавать мир через свою супругу… Знаете, эта зависимость, особенно для мужчины, не просто мужчины, а очень ответственного мужчины, для которого важно все держать под контролем, это сильно подрывает эго. Робину пришлось отказаться от многих идей, пожертвовать самостоятельностью и привычкой все контролировать. Кроме того, он принадлежал к высшему обществу, и отсюда свойственное ему сильное чувство собственного достоинства. Я думаю, это во многом история про любовь как доверие. Робину было очень тяжело, но в конечном счете это помогло ему обрести свободу.

— Что вы имеете в виду?

— Он научился радоваться жизни в самых тяжелых обстоятельствах, несмотря на то, что судьба обошлась с ним не самым честным образом. Он выжал максимум из ситуации, послал свою хромую судьбу к черту и отказался смиряться со своим недугом. Еще болезнь помогла Робину развить чувство сострадания к другим и к себе. Я думаю, поэтому он начал бороться за равные права, доказывая, что для каждого есть место на этой земле независимо от цвета кожи, убеждений, вероисповедания, какого-то недостатка, болезни... Конечно, если бы не полиомиелит, он бы продолжил жить прекрасной привилегированной жизнью, но вряд ли бы совершил все эти невероятные вещи. Есть что-то прекрасное и мистическое в том, как его увечье породило нечто столь потрясающее.

1 5

– Вы говорите, что у вас сложился творческий союз с Клэр Фой. Расскажите чуть подробнее, каково было работать с ней?

— Несмотря на то, что до начала работы над «Дыши ради нас», я не видел ее фильмов, я был моментально потрясен талантом Клэр, ее теплотой, а также всем, что она нашла в себе от Дианы — это великодушие, способность выражать любовь без слов, бескорыстно любящую душу… Все это было легко почувствовать в самой Клэр.

Близость Робина и Дианы выходит за рамки обычного представления о том, что такое брак или партнерские отношения…

Ведь они были не просто любовниками или супругами. Диана сопровождала его везде. Понимаете, она ходила вместе с ним в уборную и мыла его. Но, встретив настоящую Диану Кавендиш, я понял, что для нее в этом ничего не было сложного. Она один из самых сильных людей, которых я когда-либо встречал. И, мне кажется, Клэр прекрасно удалось это воплотить.

— Если резюмировать, можете сказать, о чем, на ваш взгляд, эта история?

— История Робина Кавендиша потрясающая сама по себе, но мне кажется, что в ней есть то, что близко каждому человеку, вне зависимости от частных обстоятельств его жизни. Конечно, фильм о конкретном человеке, который «теряет» свое тело, но каждый испытывал на себе ограничения. Навязанные обществом или культурой нормы всегда сталкиваются с нашими собственными представлениями о жизни. Иногда это столкновение переживается настолько остро, что мы будто не можем пошевелиться, будто находимся в тюрьме. В этом смысле история Робина универсальна. Это картина о том, чего мы все хотим — свободы, счастья, отношений, любить и быть любимыми, изменить мир в лучшую сторону… В данном случае речь идет о том, чтобы в мире стало больше сострадания, чтобы люди не боялись включать фантазию и находить выход из любой ситуации. Мне кажется, этот фильм способен заставить зрителя поверить в то, что несмотря на лишения и тяготы, каждый имеет возможность прожить полноценную жизнь, потому что каждый ее заслуживает. Нужно лишь поверить.