Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Постеры с фильмами «Бегущий по лезвию», «Гладиатор», «Чужой» и режиссер Ридли Скотт в 2017 году, коллаж «Газеты.Ru»
Харрисон Форд в фильме «Бегущий по лезвию» (1982)
Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991)
Режиссер Ридли Скотт на съемках фильма «Совокупность лжи» (2008)
Кадр из фильма «Солдат Джейн» (1997)
Кадр из фильма «Черный ястреб» (2001)
Кадр из фильма «Ганнибал» (2001)
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000)
Кадр из фильма «Черный дождь» (1989)
Кадр из фильма «Чужой» (1979)
Режиссер Ридли Скотт во время премьеры «Чужой: Завет» в Лондоне, май 2017 года
Кадр из фильма «Марсианин» (2015)
Кадр из фильма «Чужой: Завет» (2017)
Постеры с фильмами «Бегущий по лезвию», «Гладиатор», «Чужой» и режиссер Ридли Скотт в 2017 году, коллаж «Газеты.Ru»
Харрисон Форд в фильме «Бегущий по лезвию» (1982)
Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991)
Режиссер Ридли Скотт на съемках фильма «Совокупность лжи» (2008)
Кадр из фильма «Солдат Джейн» (1997)
Кадр из фильма «Черный ястреб» (2001)
Кадр из фильма «Ганнибал» (2001)
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000)
Кадр из фильма «Черный дождь» (1989)
Кадр из фильма «Чужой» (1979)
Режиссер Ридли Скотт во время премьеры «Чужой: Завет» в Лондоне, май 2017 года
Кадр из фильма «Марсианин» (2015)
Кадр из фильма «Чужой: Завет» (2017)
  • Постеры с фильмами «Бегущий по лезвию», «Гладиатор», «Чужой» и режиссер Ридли Скотт в 2017 году, коллаж «Газеты.Ru»
  • Харрисон Форд в фильме «Бегущий по лезвию» (1982)
  • Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991)
  • Режиссер Ридли Скотт на съемках фильма «Совокупность лжи» (2008)
  • Кадр из фильма «Солдат Джейн» (1997)
  • Кадр из фильма «Черный ястреб» (2001)
  • Кадр из фильма «Ганнибал» (2001)
  • Кадр из фильма «Гладиатор» (2000)
  • Кадр из фильма «Черный дождь» (1989)
  • Кадр из фильма «Чужой» (1979)
  • Режиссер Ридли Скотт во время премьеры «Чужой: Завет» в Лондоне, май 2017 года
  • Кадр из фильма «Марсианин» (2015)
  • Кадр из фильма «Чужой: Завет» (2017)
1 13

Ридли Скотт: бегущий по лезвию кино

Ридли Скотту исполняется 80 лет: главные фильмы режиссера

30 ноября исполняется 80 лет выдающемуся британскому кинорежиссеру и продюсеру Ридли Скотту. Его фильмы становились моментальной классикой, будь то фантастический «Чужой» или исторические «Дуэлянты», киберпанковский «Бегущий по лезвию» или пеплум «Гладиатор». «Газета.Ru» рассказывает о главных фильмах режиссера.

«Чужой»

Свой путь в кинематографе Скотт начал еще во время учебы в в Королевском колледже искусств — снял короткометражку «Мальчик и велосипед», однако затем долгие годы ушел в телевидение и в рекламу. Работал на канале «Би-би-си» дизайнером и художником-постановщиком, в конец 60-х создал собственное рекламное агентство, а в кино вернулся уже во второй половине 70-х историческим фильмом «Дуэлянты», за который стал лучшим дебютантом на Каннском кинофестивале. Но уже в следующем своем фильме он

резко сменил жанр — сказался недавний успех «Звездных войн» — и снял триллер «Чужой».

История гибели экипажа корабля «Ностромо», столкнувшегося на далекой планете LV-426 с инопланетной угрозой, сделала звездой актрису Сигурни Уивер, принесла в прокате более $100 млн при небольшом — 10-миллионном — бюджете. И, конечно, вывела самого Ридли Скотта в ранг тех режиссеров, которые добиваются успеха. Это не считая «Оскара» за визуальные эффекты (и еще одну номинацию — за работу художника-постановщика), двух премий BAFTA и награду за режиссуру от научно-фантастического «Сатурна». Ну и культовый статус самого фильма, а также созданный мир, который, правда, следующие двадцать лет развивался без Скотта-режиссера.


«Бегущий по лезвию»

Следующим фильмом Ридли Скотта снова стала научная фантастика — экранизация романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» с Харрисоном Фордом, Рутгером Хауэром и Дэрил Ханна в главных ролях. Определенный успех сопровождал и эту работу режиссера — фильм заработал две номинации на «Оскар» (и не получил ни одной), восемь — на BAFTA (три выигранные премии). Позже эта картина станет культовой, соберет армию поклонников, которые будут разбирать ее достоинства и недостатки и терпеливо ждать сиквела («Бегущий по лезвию: 2049» Дени Вильнёва вышел в октябре 2017-го, через 35 лет после премьеры оригинала). Но

в коммерческом плане «Бегущий по лезвию» был неудачей Скотта,

который к тому же был и продюсером фильма. Сборы картины составили всего $33 млн и не смогли даже окупить 28-миллионный бюджет.

«Тельма и Луиза»

Провальным оказался и следующий фильм Скотта — фэнтези «Легенда» с молодым Томом Крузом. Тогда режиссер снова поменял направление своих интересов — и снова угадал. Триллер «Чёрный дождь» (1989) с Майклом Дугласом вернул ему уверенность в собственных силах (сборы во всем мире — $134,2 млн), а роуд-муви «Тельма и Луиза» принесла Скотту первую номинацию на «Оскар» — он претендовал на победу в категории «лучшая режиссера», но проиграл Джонатану Демме («Молчание ягнят»). Любопытно, что

сыгравшие главные роли в «Тельме и Луизе» Сьюзан Сарандон и Джина Дэвис соревновались друг с другом в номинации «лучшая актриса», но обе проиграли Джоди Фостер, получившей награду за то же «Молчание ягнят».

Всего у «Тельмы и Луизы» было шесть «оскаровских» номинаций, из которых, впрочем, картине удалось выиграть лишь одну (за сценарий), но этот фильм вернул Скотта в высшую лигу Голливуда — в том числе и как человека, умеющего снимать коммерческое кино (сборы составили $45 млн — в три раза больше производственного бюджета).

«Гладиатор»

90-е годы, впрочем, тоже не стали для Ридли Скотта слишком удачными. Провалился приуроченный к 500-летию открытия Америки исторический фильм «1492: Завоевание рая», не сумела окупить затраты и драма «Солдат Джейн». Зато завершил десятилетие режиссер «Гладиатором» — пеплумом о временах Древнего Рима, историей опального полководца Максимуса (Рассел Кроу). Весьма дорогой фильм (бюджет более $100 млн) окупился в прокате (сборы — $457 млн), получил 12 номинаций на «Оскар» (в том числе и режиссерскую Скотту) и выиграл пять наград, среди которых — лучший фильм и лучший актер (Кроу).

Скотт еще не раз пытался взяться за исторические (или даже псевдоисторические) темы, но подобного успеха больше не добивался ни один из его проектов — ни «Царствие небесное», посвященное Третьему крестовому походу, ни «Робин Гуд», снятый по мотивам английских средневековых баллад, ни библейский «Исход: Цари и боги».


«Ганнибал»

В новый век Скотт вступил с новым проектом — сиквелом «Молчания ягнят». Завершение сложного жизненного пути людоеда Ганнибала Лектера (его играл все тот же Энтони Хопкинс) оказалось столь же успешным в прокате, как и «Гладиатор» ($352 млн во всем мире), но вот с наградами — особенно с «Оскаром» — у картины не сложилось. Зато «Ганнибала» оценили премии научно-фантастической направленности, а также кинопремия канала MTV, аудитория которого номинировала Хопкинса на звание «лучшего злодея» (он проиграл Джиму Керри за «Гринч — похититель Рождества»).

«Прометей», «Марсианин» и «Все деньги мира»

В 2010-е годы Ридли Скотт вернулся к истокам. Правда, не тем, за которые получил премию в Каннах, а тем, которые принесли ему славу и известность. Например, он решил реанимировать франшизу «Чужой», рассказав всю предысторию инопланетных хищников и корабля «Ностромо».

Получилось в итоге не совсем то, что задумывалось, но и «Прометей», и «Чужой: Завет» оказались в целом удачными в коммерческом смысле (хотя и были раскритикованы фанатами серии). Хуже дело обстояло с «Бегущим по лезвию 2049», но в этом фильме Скотт был только продюсером. Зато самостоятельный «Марсианин», в котором герой Мэтта Деймона пытался выжить в условиях Красной планеты, и в прокате заработал ($630 млн), и семь номинаций на «Оскар» получил (в том числе как лучший фильм), и стал лауреатом «Золотого глобуса» — в неожиданной категории «лучшая комедия или мюзикл».

Новый фильм Скотта ожидается уже в декабре этого года; о нем пока известно не слишком много — кроме того, что «Все деньги мира» стали частью сексуального скандала, который сейчас сотрясает Голливуд.

В этой картине, рассказывающей о похищении внука миллиардера Дж. Пола Гетти в начале 70-х, сыграл Кевин Спейси, который по известным причинам стал персоной нон грата в кинематографе. Но Скотт не стал откладывать премьеру фильма — он оперативно нашел замену Спейси (канадский актер Кристофер Пламмер) и переснял с ним все сцены, в которых играл Спейси. Это, конечно, потребовало определенных затрат (назывались суммы в $15 млн), но зато вывело «Все деньги мира» из-под возможного бойкота со стороны блюстителей нравственности.