Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Кадр из фильма «Нелюбовь» (2017)
Нон-стоп Продакшн

«Нелюбовь» и другие участники «оскаровской» гонки

Прогноз «Газеты.Ru» на шорт-лист премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке

«Газета.Ru» рассказывает об основных конкурентах фильма российского режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь», который является одним из основных претендентов на попадание в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Список из девяти картин, пять из которых в итоге будут номинированы, станет известен в конце декабря.

В этом году заявку к рассмотрению в категории «Лучший фильм на иностранном языке» подало рекордное количество стран — сразу 92. Для сравнения, в прошлый раз их было только 85. В 2017-м в лонг-листе оказались шесть «новичков»: Гаити, Гондурас, Лаос, Мозамбик, Сенегал и Сирия впервые заявили о своих претензиях на престижную награду.

90-я по счету церемония вручения премии «Оскар» состоится 4 марта следующего года, а список из пяти номинантов должны объявяить 23 января. До этого момента из 92 кандидатов отберут девять картин, которые составят так называемый шорт-лист, — обычно он публикуется в конце декабря.

О том, что «Нелюбовь» будет выдвигаться от России, стало известно в конце сентября. Как сообщил продюсер картины Александр Роднянский, подавляющее большинство членов Российского оскаровского комитета проголосовало за фильм Звягинцева. По его словам, «выбирали российский фильм, у которого больше шансов в борьбе за награду».

В центре сюжета оказывается супружеская пара (Марьяна Спивак и Алексей Розин), проходящая через тяжелый развод. Картина завоевала множество отечественных и зарубежных премий, главным образом — приз жюри 70-го Каннского кинофестиваля.

Кстати, сам режиссер на «Оскар» не слишком рассчитывает.

«Это такая причудливая история, ничего не стоит ждать, потому что это чистой воды лотерея, шесть тысяч членов Американской академии «Оскар», они голосуют тайно, каждый выбирает свое, — приводит его слова газета «Известия». — Что будет, то будет».

Предыдущая картина Звягинцева — «Левиафан» — в 2015-м году получила номинацию на премию Американской киноакадемии, однако статуэтка в итоге досталась драме польского режиссера Павла Павликовского «Ида». В этом году история повторяется: с одной стороны, Звягинцев снял по-настоящему выдающуюся ленту, с другой — в лонг-листе есть не менее достойные фильмы. Далее о фаворитах — по порядку.

«Квадрат», Рубен Эстлунд

Лауреат «Золотой пальмовой ветви» уже обошел «Нелюбовь» на Каннском фестивале и вполне может повторить успех в рамках «Оскара». Комедийная драма шведского режиссера Рубена Эстлунда получила восторженные реакции западных критиков, очевидно истосковавшихся по хорошей сатире на все и вся: картина высмеивает то ли современное искусство (при этом не скрывая своей к нему принадлежности), то ли его порицателей, а параллельно весьма однозначно проходится по всему европейскому современному обществу.

В центре повествования — новая инсталляция в шведской галерее, тот самый «Квадрат» (который, к слову, действительно имел место быть — автором был сам режиссер). Ирония в фильме строится на том, что создатель произведения, столкнувшись со странным жизненными перипетиями, предает идеи, которые сам же заложил в свое детище, призванное вызывать у зрителей «приступы любви и альтруизма». В России прокат «Квадрата» уже закончился, но в конце декабря должен состояться релиз на носителях.

«Фантастическая женщина», Себастьян Лелио

Пятая работа чилийского режиссера, привыкшего рассуждать на неудобные для зрителя темы. Разобравшись с несчастливой семейной жизнью («Святое семейство»), теряющими девственность подростками («Рождество») и противостоящим стихии беглым заключенным («Год тигра»), Лелио перешел к от личностных драм более важным социальным вопросам.

Четырехлетней давности «Глория» сосредотачивалась на явлении эйджизма — главная героиня, 58-летняя разведенная женщина (Паулина Гарсиа), покинутая детьми, бросает вызов старости, влюбляется в офицера 65 лет (Серхио Эрнандес) — словом, живет полноценной жизнью, отчего-то большинством приписываемой исключительно молодым.

«Фантастическая женщина» продолжает тему толерантности, но на этот раз отталкивается не от вопроса возраста, а от гендера, попутно приплетая к традиционной для чилийца драме мотивы психологического триллера. Девушка-трансгендер Марина (девушка-трансгендер Даниэла Вега) неожиданно теряет своего возлюбленного, не успев довести его до больницы, после чего ее начинают подозревать в убийстве. Учитывая прошлогоднюю победу «Лунного света» — шансы у картины очень неплохие. Прокат ленты в России не запланирован.

«На пределе», Фатих Акин

Еще одна «жертва» эстлундского «Квадрата» на Каннском фестивале. Впрочем, как и в случае с работой Звягинцева, картина не осталась ни с чем: исполняющая главную роль и впервые говорящая с экрана по-немецки Дайан Крюгер получила «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль. Фатих Акин здесь снова возвращается к часто присутствующей в его лентах теме национального вопроса (родители режиссера эмигрировали из Турции в Германию).

Немецкая девушка Катя (Крюгер) в одночасье лишается мужа (турка по происхождению) и ребенка — они погибают в результате теракта. Весь фильм держится именно на ней: на знакомство с другими персонажами автор «На пределе» намеренно дает зрителю минимальное количество времени.

Крюгер со своей задачей в одиночку вытянуть сложную многослойную ленту, которая умудряется показать и мощную личную трагедию, и извращенность государственной системы, и уродливое лицо национальной ненависти, справляется по меньшей мере на сто процентов.

Как нам сообщают в финале, подобные описанным в фильме событиям случаи действительно имели место быть в Германии, — и от этого становится уже действительно жутко. Премьера в России запланирована на 15 февраля следующего года.

«Тельма», Йоаким Триер

Очень скандинавский триллер от норвежца Йоакима Триера (да, родственника того самого фон Триера), скрещивающий кинговскую «Кэрри» с холодной нордической эстетикой. Страшеклассница Тельма вырывается из-под опеки крайне религиозных родителей и поступает в столичный университет, где знакомится с растатуированной однокурсницей Аней.

С этого момента как раз и начинается «Кэрри» вперемешку с, если угодно, «Жизнью Адель» — Тельма обнаруживает в себе непреодолимое влечение к новой подруге и неконтролируемые мистические способности. Картина вышла в российский прокат на прошлой неделе, «Газета.Ru» про нее уже писала. Билеты приобрести на «Рамблер/Кассе».

«Сначала они убили моего отца», Анджелина Джоли

Пятая (и возможно лучшая) режиссерская работа актрисы и посла доброй воли ООН Анджелины Джоли, экранизация одноименной автобиграфической повести американской писательницы камбоджийского происхождения Лун Ун. Картина рассказывает о периоде правления «красных кхмеров» и геноцида в Камбодже во второй половине 70-х годов прошлого века.

Пятилетняя Лун Ун попадает в лагерь, где из детей готовят будущих солдат, способных деморализовать противника и нанести удар, в то время как другие ее родственники оказываются в трудовых лагерях. Книга, вышедшая еще 17 лет назад, в свое время столкнулась с волной критики со стороны соотечественников писательницы.

Главным образом Ун обвиняли в излишней драматизации и искажении образа своего родного народа. Многие камбоджийцы усомнились в том, что пятилетний ребенок мог настолько детально запомнить происходившие с ним события. Как бы то ни было, Джоли сняла именно художественный, а не документальный фильм, и называется он отнюдь не «28 панфиловцев». Релиз картины состоялся 15 сентября этого года на Netflix — там ее и можно посмотреть, правда, без перевода.

«120 ударов в минуту», Робен Кампийо

Постановка француза Робена Кампийю победила во всех четырех номинациях на прошедшем Каннском фестивале, завоевав Гран-при жюри, приз Франсуа Шале, приз Международной федерации кинопрессы и Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино. Место и время действия — Париж 90-х годов. Вирус СПИДа открыт уже десять лет назад, но эта тема старательно игнорируется обществом, с чем всеми силами пытаются бороться активисты группы «Act-Up Paris» — они организуют акции протеста, раздают студентам листовки и стараются достучаться до старшего поколения.

Описываемые события происходили почти 20 лет назад, но от этого еще страшнее — даже спустя столько времени в мире осталось колоссальное
количество людей, которые считают ВИЧ-инфекцию выдумкой. Главный герой Натан (Науэль Перес Бискаярт) присоединяется к «Act-Up Paris» и обретает нового друга — самоотверженного Шона (Арно Валуа). Между героями возникают взаимные чувства, омрачающиеся тем фактом, что один из них — болен. В России фильм показывали этим летом в рамках Московского международного кинофестиваля, прокат на данный момент не планируется.

«Реквием по госпоже Ю.», Боян Вулетич

Черная комедия сербского режиссера Бояна Вулетича на тему столкновения человека с бюрократическим адом получила множество наград на европейских кинофестивалях. Госпожа Елена (по-сербски — Jelena, отсюда и «Ю» в названии), которую играет знакомая по нескольким работам Кустурицы Мирьяна Каранович, решает умереть, рассудив, что причин задерживаться в этой жизни у нее нет, — муж скончался пару лет назад, а две дочери ее не слишком интересуют.

Отметив в календаре в качестве «дня икс» годовщину смерти супруга (как раз в конце недели), женщина принимается приводить в порядок дела, коих немало: нужно вернуть соседу кресло, сфотографироваться для надгробия, обновить медицинский полис.

Загвоздка в том, что фирма, в которой работала Елена, обанкротилась, и теперь героиня вынуждена носиться в поисках бесконечных справок, подтверждающих ее трудовой стаж. Стоит отметить, что одним из продюсеров фильма выступил Александр Роднянский, который, впрочем, от увеличения шансов на свою победу на «Оскаре» открещивается и заявляет, что его сердце принадлежит исключительно соотечественнику Звягинцеву.

Картина так же входила в конкурсную программу Московского фестиваля, но за исключением этих двух сеансов российский зритель возможности оценить труд Вулетича не имел — и не имеет.

«О теле и душе», Ильдико Эньеди

Стараниями председателя жюри Берлинского кинофестиваля Пола Верхувена сюрреалистический ромком венгерки Ильдико Эньеди оброс кипой наград, отхватив четыре награды — собственно, «Золотого медведя», а также призы ФИПРЕССИ, экуменического жюри и газеты Berliner Morgenpost. Совершенно не ориентирующаяся на социальный контекст сегодняшнего дня картина повествует о двух работниках скотобойни — нелюдимой Марии (Александра Борбей) и общительном Эндре (Геза Морчани).

Коллеги обнаруживают, что каждую ночь видят один сон на двоих. В нем они — блуждающие по заснеженному лесу олени, которых влечет друг к другу. Это первая работа Эньеди после 18-летнего отсутствия на больших экранах — в этом дело или нет, но «О теле и душе» — один из самых трогательных фильмов этого года. Прокат в России завершился, в конце января картина должна выйти на DVD, но уже сейчас она доступна в некоторых онлайн-кинотеатрах.