Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Революция в МУАРе

Что смотреть на выставке «Авангардстрой. Архитектурный ритм революции»

«Парабола» Ладовского, «Город солнца» Леонидова, «Летающий город» Крутикова, ДК Мельникова и братьев Весниных, фабрики-кухни и дома-коммуны — в Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка «Авангардстрой. Архитектурный ритм революции». «Газета.Ru» рассказывает о самых ярких проектах экспозиции.

Графика, макеты, фотографии и архивные документы — на выставке «Авангардстрой. Архитектурный ритм революции», которая проходит в МУАРе, на фоне ярко-красных стен выставляются самые яркие, смелые и неординарные работы архитекторов-авангардистов 20-30х гг. Многие экспонаты показываются впервые.

Музей отмечает 100-летие Революции, вспоминает о том, как история изменила архитектуру, и что из этого получилось.

Авангард — уникальное направление, новый стиль в отечественной архитектуре, появившийся на заре советской власти. Архитекторы еще не боялись говорить о своих идеях, экспериментировали с геометрией, отсекали все лишнее, строили и создавали бумажные утопии. Власть, в не свойственной для России манере, некоторое время им не мешала и давала отдельным проектам путевки в жизнь. Так появились знаменитые на весь мир дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни, ДК, универмаги и новый тип советского жилья.

«Газета.Ru» вспоминает главных революционеров в архитектуре, среди которых Константин Мельников, братья Веснины, Иван Леонидов, Георгий Крутиков, Николай Ладовский, Моисей Гинзбург, Илья Голосов.

Проект Института библиотековедения Ивана Леонидова

Первый зал экспозиции посвящен Ивану Леонидову — выпускнику ВХУТЕМАСа, архитектору, которого Ле Корбюзье называл «поэтом и надеждой русского авангардного конструктивизма». В центре зала — макет знаменитого дипломного проекта Леонидова «Институт библиотековедения им.В.И. Ленина на Ленинских горах», ставший открытием для современников на первой выставке современного искусства в 1927 году и одним из знаковых произведений мировой архитектуры. Есть мнение, что прообраз института Леонидова — Троицкий храм из села Бабино, где прошло детство архитектора.

В центре композиции — шар, аудитории которого разделены подвижными перегородками и рассчитаны на 4 тысячи человек. Штора-экран, по замыслу архитектора, должна была превращать купол шара в планетарий — «научный оптический театр». В вертикальном здании было задумано книгохранилище, в отдельных помещениях планировалось разместить лаборатории и кабинеты.

Проект не был утвержден, но оказал большое влияние на коллег по цеху. Идеи Леонидова нашли свое отражение в проекте памятника Колумбу Алексея Щусева, центральном ансамбле Всемирной выставки в Ньй-Йорке, проекте ратуши в Торонто финского архитектора Вильо Ревеля, Международном центре торговли в Нью-Йорке Минору Ямасаки, правительственном центре в Бразилиа Оскара Нимейера.

Из других известных нереализованных работ архитектора — «Дом Наркомтяжпрома» на Красной площади, «Город солнца», кинофабрика на Ленинских горах, клуб комбината газеты «Правда» и многие другие.

Проект Дворца труда братьев Весниных

Дворец труда, который задумывался как «грандиознейшее сооружение в мире», должны были возвести на участке между Манежной и Театральной площадями — на месте снесенной гостиницы «Москва». Во дворце планировали разместить Дом Советов, Дворец съездов, театр, дом культуры, горком партии, зал на 8 тысяч человек, народный университет, музей, столовую, обсерваторию, радиостанцию, библиотеку, гимнастический зал. Крышу хотели превратить в площадку для аэропланов.

В конкурсе Московского архитектурного общества принимали участие 47 заявок. Проект братьев Весниных с 20-этажной башней и висячим переходом занял третье место, но при этом стал единственной конструктивистской работой. Именно в этом проекте были отражены самые прогрессивные идеи своего времени.

Дворец не построили. Оказалось, что в существующих условиях ни один из конкурсных проектов реализовать было невозможно.

ДК им.Зуева Ильи Голосова

Один из самых известных в мире памятников конструктивизма. Здание, расположенное на Лесной улице в Москве, было построено в 1929 году по проекту архитектора Ильи Голосова и названо в честь казненного участника революции 1905 года, слесаря трамвайного парка Сергея Зуева.

В основе ДК — ассиметрично расположенные правильные геометрические формы. При ближайшем рассмотрении кажется, что здание как будто надето на стеклянный цилиндр, который находится в центре композиции. Внутри цилиндра — знаменитая «голосовская винтовая лестница», которая соединяет фойе первого этажа со зрительным залом.

В советское время в клубе располагалась театральная студия Книппера и детский сатирический театр «Еж». С 1998 года ДК — основная площадка театра «Квартет И».

Как следствие многочисленных перестроек первоначальных облик здания был утрачен: лоджии оказались утрачены, часть окон замурована, а стеклянная галерея снесена.

ДК им. Русакова Константина Мельникова

Константин Мельников построил в Москве 5 клубов, один из которых — клуб Союза транспортников Московского коммунального хозяйства — стал визитной карточкой архитектора и одним из самых знаменитых зданий в истории авангарда.

Свое название клуб, построенный для рабочих соседнего Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских, получил в честь одного из руководителей Сокольнической организации партии Ивана Русакова. С 1996 года помещение занимает театр Романа Виктюка.

По своей форме ДК напоминает гигантскую шестеренку. Клуб стал первым в мире зданием, где балконы зрительного зала расположены снаружи в трех «зубцах-выступах». При строительстве клуба Мельников использовал самые прогрессивные на тот момент технологии: железобетонный каркас, систему трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены, которые могли разделять или, наоборот, совмещать несколько зрительных залов.

Между тем, окна плохо держали тепло, и после первой зимы были заложены. Со временем с фасада клуба исчезла надпись «Профсоюзы — школа Коммунизма», был ликвидирован и механизм частичной трансформации залов, изменены цвет и облицовка стен. В 2015 году здание было отреставрировано.

Дом Наркомфина на Новинском бульваре Моисея Гинзбурга

Знаменитый дом-коммуна Наркомфина Моисея Гинзбурга на Новинском бульваре, построенный в 1930 году для работников Народного комиссариата финансов СССР, стал не только революционным домом «переходного типа», но и ярким примером воплощения человеческой мечты своего времени. На каждую семью здесь приходилась отдельная квартира. Большинство квартир были двухуровневыми. Кухни, как и душевые, в привычном понимании отсутствовали — предполагалось, что жители будут питаться в столовой, а мыться — в общественных банях. В коммунальном корпусе, который соединен с основным переходом, размещались физкультурный зал, библиотека, детсад, прачечная. На верхних этажах был построен двухуровневый пентхаус для главы Наркомфина Николая Милютина. Пользоваться крышей при этом могли все жители дома: здесь принимали солнечные ванны, делали зарядку и наслаждались видами. На строительство было потрачено 10 млн рублей.

Дом построен на «парящих» колоннах, что, по замыслу архитектора, должно было придавать ему устойчивости при возможных оползнях — под домом течет речка Синичка. Благодаря колоннам, здание, четко ориентированное по сторонам света, прозвали «кораблем». По всему фасаду были устроены галереи. Предполагалось, что в коридорах жители будут общаться и отмечать праздники.

Полы в жилых комнатах были сделаны из дубового паркета, а в ванных — из пробкового дерева, которое потом заменили на кафель. Также в доме был проведен эксперимент по цветовому решению квартир, которым руководил профессор Хиннерк Шепер из Баухауса. Стены не оклеивались обоями, а окрашивались: для одних квартир выбирались теплые колеры, для других — холодные. Вся мебель в доме была стандартной, встроенной и складной.

Мечты о счастье разбились о советский быт, и в середине 30-х перестал работать коммунальный блок — жители предпочитали питаться дома. Галереи превратились в кладовки, а пространство между колоннами на первом этаже застроили.

К началу 90-х гг. здание обветшало и пришло в аварийное состояние. Дом трижды включался в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение». В 2014-м началась комплексная реконструкция, руководитель — архитектор Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга.

«Летающий город» Георгия Крутикова

Дипломным проектом архитектора Георгия Крутикова стал «Летающий город». Главная идея проекта — приспособление воздушного пространства для нужд человечества.

«Город», по замыслу Крутикова, состоит из двух частей. Вертикальная — жилая часть — парит в воздухе и представляет собой параболоид. На его внешней поверхности размещаются жилые комплексы --трудовая коммуна, компактный дом-коммуна и жилище «гостиничного» типа. Горизонтальная — «производственная» часть — находится на земле, которую архитектор предлагал оставить для труда, отдыха и туризма. Связь между парящим жильем и землей осуществляется с помощью универсальной транспортной жилой ячейки-кабины, которая способна передвигаться по воздуху и земле, на воде и под водой, а также может подключаться к парящим в воздухе зданиям.

Безумный и дерзкий проект молодого архитектора, которого тут же прозвали «советским Жюлем Верном», стал сенсацией и вызвал много споров.

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости