Новости

«Именно обувь делает женщину женщиной»: Ахеджаковой — 80

Народная артистка РФ Лия Ахеджакова отмечает 80-летний юбилей

Народная артистка России Лия Ахеджакова 9 июля празднует 80-летний юбилей. Отечественному зрителю она известна в первую очередь по картинам Эльдара Рязанова — «Служебному роману», «Гаражу» и «Иронии судьбы».

9 июля народной артистке театра и кино Лие Ахеджаковой исполняется 80 лет. Ее послужной список включает в себя более 50 киноролей и примерно столько же — театральных.

Будущая звезда родилась в 1938-м году в городе Днепропетровске, однако детство Лии прошло в основном в Адыгее, где ее мать Юлия Александрова играла в одном из местных театров, а отчим Меджид Салеханович работал главным режиссером Адыгейского областного театра имени Пушкина. Несмотря на творческую атмосферу, которая царила в семье, отчим Ахеджаковой был категорически против того, чтобы падчерица продолжила семейную театральную династию. Когда она окончила школу, режиссер настоял на ее поступлении в Московский институт цветных металлов и золота, так как хотел, чтобы она получила «приличную» профессию.

Лия последовала совету и подала документы в технический вуз. Однако параллельно с обучением девушка начала играть в самодеятельных студенческих спектаклях.

Через полтора года любовь к театру взяла верх. Ахеджакова бросила вуз и с первой попытки поступила в ГИТИС, который закончила в 1962 году, а затем стала работать в Московском Театре юного зрителя. На его подмостках она провела 16 лет, сыграв во множестве спектаклей.

Самой первой ролью в профессиональной карьере Лии Меджидовны стал мальчик Бубнов в спектакле «Будьте готовы, Ваше высочество», а наиболее значимой работой того времени для Ахеджаковой стала Женечка — главная героиня спектакля «Мой брат играет на кларнете» по мотивам одноименной повести Анатолия Алексина.

В 1977 году актриса перешла в труппу театра «Современник», где она играет и по сей день.

Первой громкой работой актрисы стало исполнение сразу четырех главных ролей в эпатажной постановке «Квартира Коломбины» режиссера Романа Виктюка по произведению Людмилы Петрушевской.

В последующие годы актриса не знала недостатка в ролях, ей поступали предложения как из «Современника», так и из других театров.

«Серьезные» спектакли и картины Ахеджакова совмещала с «детскими» ролями — так, у маленького советского зрителя ее голос ассоциировался в первую очередь с Муравьихой-матерью из кукольного спектакля «Песня о Волге, или Сталинградская битва» режиссера Резо Габриадзе.

За свою театральную карьеру Ахеджакова сыграла множество разноплановых ролей в пьесах по мотивам классических произведений. За ее плечами — работы в таких известных постановках, как сологубовский «Мелкий бес», шекспировские «Виндзорские насмешницы» и «Предупреждение малым кораблям» по Теннеси Уильямсу.

В нынешнем репертуаре «Современника» Ахеджакова исполняет две роли. Это Зина Абрамова в спектакле «Крутой маршрут» и Фонсия Дорси — героиня пьесы Дональда Ли Кобурна «Игра в джин». Обе идут в постановке художественного руководителя театра Галины Волчек.

Впервые на экране Лия Ахеджакова появилась в 1968-м году в травести-амплуа. Она исполнила эпизодическую роль сына одного из главных героев в картине «Возвращение». В 1973 Ахеджакова выступила уже в драматической роли в фильме «Ищу человека», который рассказывал о людях, потерявших друг друга во время войны.

Однако настоящий успех к актрисе пришел после новогодней комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова, ставшей отправной точкой в кинокарьере Ахеджаковой. Благодаря роли Тани, подруги героини Барбары Брыльски, актриса превратилась в звезду отечественного кинематографа.

Уже через два года, в 1977-м, искрометная роль секретарши Верочки в «Служебном романе» того же Рязанова сделала из некогда неизвестной студентки ГИТИСа культовую фигуру. Фразы ее героини растащили на цитаты («Именно обувь делает женщину женщиной»), а сама Ахеджакова за работу в этой ленте была награждена Государственной премией имени братьев Васильевых.

Впоследствии актриса продолжила сотрудничество с Рязановым и снялась у него в «Гараже», «Старых клячах» и «Небесах обетованных».

Она также работала и с другими крупными отечественными режиссерами — Инной Туманян («Когда я стану великаном»), Алексеем Германом («Двадцать дней без войны»), Владимиром Меньшовым («Москва слезам не верит»), Аллой Суриковой («Московские каникулы») и Кириллом Серебренниковым («Изображая жертву» и «Лето»).

Главные роли в кинолентах ей доставались достаточно редко, поэтому однако Ахеджакова полюбилась зрителю именно за своих ярчайших второстепенных героинь.

Творческие успехи актрисы отмечены многочисленными театральными и кинематографическими призами. Так, Ахеджакова дважды была удостоена премии «Ника» за лучшую роль второго плана в «Небесах обетованных» Рязанова и «Изображая жертву» Серебренникова.

Ахеджакова удостаивалась званий Заслуженной и Народной артистки России, а также была награждена орденами Почета за заслуги в области культуры и искусства и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.