Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Телевидение

Кадр из передачи «Голос.Дети», 24 мая 2019 года
Кадр из передачи «Голос.Дети», 24 мая 2019 года
«Первый канал»

Как пытались обмануть зрителей шоу «Голос. Дети»

Новый поворот в скандале с «Голосом»: вскрыта реальная картина накруток

В распоряжении «Газеты.Ru» оказался аналитический отчет по итогам исследования зрительского голосования в финале шестого сезона телевизионного шоу «Голос.Дети». Эксперты компании подтвердили выводы об использовании накруток голосов, а также выявили ряд аномалий, сопровождавших голосование.

Как известно, финал программы в конце апреля завершился скандалом, в результате чего итоги конкурса были аннулированы. Через месяц в эфире Первого канала был показан спецвыпуск шоу, по итогам которого победителями были признаны все участники финала.

Звонки и СМС

На первом этапе расследования эксперты Group-IB обнаружили две группы номеров, с которых осуществлялись накрутки голосов. По уточненным данным, суммарно с этих номеров поступило более 41 000 голосов за участника 07.

Среди звонков в пользу участника 07 была обнаружена группа номеров, следующих один за другим. Все они принадлежат региону Башкортостан и представляют собой списки идущих подряд телефонных номеров. Каждый список содержит до 360 номеров, всего 146 таких списков. В целом в накрутке задействовано 9 484 номера, с которых поступило 33 175 звонков за участника 07.

Вторую группу, используемую в накрутках, удалось выявить при анализе СМС.

В текст 8 216 СМС, помимо номера одного из участников конкурса, по ошибке исполнителей попала техническая информация, содержащая дополнительный номер и время отправления. Эта группа номеров также принадлежит одному оператору в Ленинградской области.

На втором этапе проверки специалисты Group-IB исключили из анализа обе группы, использовавшиеся для накрутки, и продолжили исследовать ход голосования. Далее специалисты компании разделили голоса, полученные через СМС и телефонные звонки (IVR), так как они имеют технические отличия и требуют разных подходов к анализу.

На максимальных скоростях

Детальное изучение голосования в финале (9 конкурсантов) и суперфинале (тройка лидеров) показало нехарактерное распределение частоты голосов по времени эфира. Внимание экспертов привлек резкий старт голосования за участника 07, сопровождавшийся высокой плотностью звонков и СМС с самого начала выступления. В финале, где из трех учеников один попадает в суперфинал, за участника 07 поступало до 300 голосов в секунду. У соперников этот показатель, в среднем, достигал 110 голосов в секунду.

В суперфинале за участника 07 – отдавали 250 голосов в секунду, у соперников – 170 (участник 06) и менее 100 (участник 02).

Отдельно специалистами было изучено голосование абонентов, отдавших по 20 и более голосов за своих фаворитов. Распределение таких голосов выходит за рамки статистической погрешности: у участника 07 таких абонентов было 2 078. «Максималисты» голосовали и за других конкурсантов: у одного было 39 таких поклонников, у другого 59, то есть примерно в 35 раз меньше, чем у участника 07.

В результате среднее количество всех голосов, отданных с одного телефона за участника 07, приближается к 8, при среднем значении по остальным участникам около 1,5. С 2015 года за все сезоны шоу «Голос» в России, включая взрослые и детский проекты, в среднем, данный показатель составлял 1,33. Подобный рекорд позволил участнику 07 суммарно набрать больше голосов, однако количество проголосовавших за него уникальных номеров по сравнению с его ближайшим соперником, занявшим второе место, было в 2 раза меньше в финале и почти в 6 раз меньше в суперфинале.

Как распределялись голоса по СМС

Доля IVR составила менее 10% в общем объеме голосов, поэтому основное исследование касалось СМС. Для дальнейшего выявления аномалий, специалисты Group-IB исключили пул «технических СМС» Ленобласти из анализа, однако учитывая, что данная накрутка была обнаружена благодаря техническому сбою, не исключено, что таких «пулов СМС» могло быть больше.

«Очищенный» СМС-трафик показывает значительное превышение среднего количества голосов с одного номера, отданных за участника 07.

Эта тенденция прослеживается, как в финале, так и в суперфинале. Если проанализировать СМС-трафик отдельно по каждому суперфиналисту, то основная доля голосов (63% у участника 02 и 60% у участника 06) приходится на тех, кто отправил по одному СМС, 12% и 14% - по два, 7% и 8% - по три. У участника 07 распределение идет фактически в обратном порядке: доля голосов, поступивших с номеров, отправивших по 20 СМС, составляет 70%, по 19 СМС - 5%, по два СМС - 1%.

Анализ финала идентичен: основная доля голосов (80% у участника 02 и 75% у участника 06) приходится на тех, кто отправил по одному СМС, 8% и 12% - по два, 4% и 5% - по три. У участника 07 снова преимущество за долей голосов, поступивших с номеров, отправивших по 20 СМС, (75%) по 19 СМС - 3%, по два СМС - 1%.

Необычное голосование регионов

Традиционно лидерами по активности голосования являются Москва и Санкт-Петербург. Однако на этот раз расстановка сил изменилась. Учитывая все типы голосов, отданных в рамках финала и суперфинала 6-го сезона шоу «Голос.Дети», топ-10 наиболее активно голосовавших регионов составили: Москва (71 000), Республика Башкортостан (35 000), Санкт-Петербург (29 000), Курская область (12 000), Республика Татарстан (7 000), по 6 000 голосов отдали Краснодарский край, Ростовская область и Ульяновская область, а также по 4 000 голосов – Воронеж и Самара.

В распределении по регионам видны отклонения в процентном соотношении голосов, отданных за участника 07. Особенно ярко это выражено в Башкирии - 97%, Курске - 96% и Ульяновской области - 95%.

Что выявил аудит и тесты на проникновение

Аудиторы Group-IB исследовали систему голосования с разных аспектов, включая архитектуру сети, настройки конфигурации устройств, административное распределение ролей в команде. Также на этапе аудита были протестированы разные сценарии и векторы атак: в ходе имитации действий атакующих, основной целью была проверка возможности модификации результатов голосования.

Комплексное исследование инфраструктуры, сайта и веб-приложения позволило выявить ряд характерных для современных веб-сервисов и сетей уязвимостей. Потенциально ими мог воспользоваться внешний злоумышленник, обладающий достаточно высокой квалификацией по взлому приложений и систем. Однако, как показал первый и последующие этапы анализа, этого не произошло.

Что показала криминалистика

Специалисты по компьютерной криминалистике исследовали 5 711 169 746 байт и более 30 000 000 строк в логах. Перед ними была поставлена задача выявить факты возможного изменения данных голосования со стороны авторизованных и неавторизованных пользователей, а также попытки умышленного внесения изменений в настройки, создающие условия для внешнего воздействия в целях изменения результатов голосования. Кроме того, на этом этапе необходимо было восстановить уничтоженные данные, если такие операции проводились, а также проверить анализируемые системы на наличие вредоносного кода или программных закладок.

В результате исследования серверов, сервисов и веб-сайта, представляющих собой систему учёта голосов, не обнаружено фактов, свидетельствующих о несанкционированном доступе к системе, а также об удалении или модификации информации со стороны сотрудников компании-агрегатора или третьих лиц.

Отчет также содержит официальную позицию Group-IB относительно сложившейся ситуации.

«Специалисты Group-IB провели независимое техническое исследование, и его результаты не предназначены для того, чтобы делать обвинительные выводы в сторону кого-либо из участников проекта «Голос.Дети». Group-IB категорически против использования данных из отчета для оценки этической стороны вопроса или обвинений, направленных на детей или их родителей», — говорится в документе.

В конце прошлой недели гендиректор Первого канала Константин Эрнст подтвердил, что зрителям стоит ждать новых сезонов шоу «Голос. Дети». Программу закрывать не собираются, заявил он.