Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Хроника

Че Гевара, шпионы и вино: три жизни Пьера Ришара

Любимцу советской публики Пьеру Ришару исполнилось 85 лет

Актер Пьер Ришар прежде всего известен российскому зрителю по своей роли «высокого блондина в черном ботинке» из серии комедийных фильмов, набравших популярность на волне шпиономании 1970-х годов. Однако он также является успешным продюсером и режиссером, на счету которого документальный фильм об Эрнесто Че Геваре, а также виноделом с почти 30-летним стажем. «Газета.Ru» рассказывает о трех ипостасях одного французского актера.

Французский актер Пьер Ришар родился 16 августа 1934 года в семье текстильного промышленника. Отец бросил семью, когда сыну было всего три года, и оставил его деду, происходившему из старинного аристократического рода.

Дед мальчика не одобрял брак своего сына и отдал ребенка на воспитание в пансионат, где Ришар учился вместе с детьми простых рабочих. По совету своего второго деда, который был моряком, будущий актер решил найти общий язык с одноклассниками с помощью юмора и стал развлекать их шутками и забавными историями.

Достигнув совершеннолетия, Ришар отправился на драматические курсы в Париж, где попал в мастерскую режиссера Жана Вилара. Он стал сам сочинять номера и сценки, которые разыгрывал вместе с актером Виктором Лану в кабаре Латинского квартала. Одним из созданных им образов стало его будущее экранное альтер-эго: рассеянный и застенчивый мужчина, который часто оказывается в неприятных ситуациях из-за своей легкомысленности.

Актер Пьер Ришар
«Рассеянный» (1970 год). Не всем известно, что первую большую роль, положившую начало успешной кинокарьере, Ришар сыграл в собственном фильме, вышедшем на экраны в 1970 году. Позднее он снял еще шесть картин
«Высокий блондин в черном ботинке» (1972 год). Шпионская комедия и хит советского проката (вырезавшего, разумеется, целый ряд слишком фривольных, по мнению цензуры, сцен) поставил Ришара в один ряд с Томом Хэнксом, ведь именно он сыграл скрипача, принятого за шпиона, в американском оригинале этой комедии под названием «Человек в красном ботинке»
«Он начинает сердиться» (1974 год) . Эта картина не только один из лучших образцов творчества комедиографа Клода Зиди, но и примечательный дебют дуэта, в котором Пьеру составила компанию муза Сержа Генсбура Джейн Биркин. Вторым фильмом с участием этого тандема стал фильм «Не упускай из виду», также снятый Зиди
«Игрушка» (1976 год). Если в случае с «Блондином» Ришару пришлось следовать по стопам Тома Хэнкса, то «Игрушка» Франсиса Вебера оказалась моментальной классикой (не в последнюю очередь благодаря музыке Владимира Косма) и удостоилась голливудского ремейка за авторством Ричарда Доннера («Смертельное оружие»)
«Невезучие» (1981 год). Эта комедия также удостоилась американского ремейка, но главное, что в ней сформировался еще один важнейший в жизни Ришара творческий союз – с нашим великим соотечественником, почетным удмуртом Жераром Депардье
«Укол зонтиком» (1980 год). В этой комедии Жерара Ури актеру вновь довелось поиздеваться над штампами из фильмов про Джеймса Бонда, хотя советским зрителям пришлось обойтись без нескольких эпизодов, связанных с убийствами
«Налево от лифта» (1988 год). Несмотря на то что Ришара привыкли видеть в образе недотепы, режиссеры заботливо подбирали ему в партнерши первых красавиц французского кино. В этой комедией ею стала Эмманюэль Беар
«1001 рецепт влюбленного кулинара» (1996 год). За роль повара-плута в картине Наны Джорджадзе актер удостоился премии «Лучший актер» на Каннском кинофестивале 1996 года
«Робинзон Крузо» (2003 год). Хоть этот фильм и был снят только для телевидения, но поклонникам «Высокого блондина» наверняка интересно узнать, что ему по силам не только комедии, но и картины, в которых на экране большую часть времени нет никого, кроме него
Пьер Ришар на пресс-конференции в Москве, 2016 год
Актер Пьер Ришар
«Рассеянный» (1970 год). Не всем известно, что первую большую роль, положившую начало успешной кинокарьере, Ришар сыграл в собственном фильме, вышедшем на экраны в 1970 году. Позднее он снял еще шесть картин
«Высокий блондин в черном ботинке» (1972 год). Шпионская комедия и хит советского проката (вырезавшего, разумеется, целый ряд слишком фривольных, по мнению цензуры, сцен) поставил Ришара в один ряд с Томом Хэнксом, ведь именно он сыграл скрипача, принятого за шпиона, в американском оригинале этой комедии под названием «Человек в красном ботинке»
«Он начинает сердиться» (1974 год) . Эта картина не только один из лучших образцов творчества комедиографа Клода Зиди, но и примечательный дебют дуэта, в котором Пьеру составила компанию муза Сержа Генсбура Джейн Биркин. Вторым фильмом с участием этого тандема стал фильм «Не упускай из виду», также снятый Зиди
«Игрушка» (1976 год). Если в случае с «Блондином» Ришару пришлось следовать по стопам Тома Хэнкса, то «Игрушка» Франсиса Вебера оказалась моментальной классикой (не в последнюю очередь благодаря музыке Владимира Косма) и удостоилась голливудского ремейка за авторством Ричарда Доннера («Смертельное оружие»)
«Невезучие» (1981 год). Эта комедия также удостоилась американского ремейка, но главное, что в ней сформировался еще один важнейший в жизни Ришара творческий союз – с нашим великим соотечественником, почетным удмуртом Жераром Депардье
«Укол зонтиком» (1980 год). В этой комедии Жерара Ури актеру вновь довелось поиздеваться над штампами из фильмов про Джеймса Бонда, хотя советским зрителям пришлось обойтись без нескольких эпизодов, связанных с убийствами
«Налево от лифта» (1988 год). Несмотря на то что Ришара привыкли видеть в образе недотепы, режиссеры заботливо подбирали ему в партнерши первых красавиц французского кино. В этой комедией ею стала Эмманюэль Беар
«1001 рецепт влюбленного кулинара» (1996 год). За роль повара-плута в картине Наны Джорджадзе актер удостоился премии «Лучший актер» на Каннском кинофестивале 1996 года
«Робинзон Крузо» (2003 год). Хоть этот фильм и был снят только для телевидения, но поклонникам «Высокого блондина» наверняка интересно узнать, что ему по силам не только комедии, но и картины, в которых на экране большую часть времени нет никого, кроме него
Пьер Ришар на пресс-конференции в Москве, 2016 год
  • Актер Пьер Ришар
  • «Рассеянный» (1970 год). Не всем известно, что первую большую роль, положившую начало успешной кинокарьере, Ришар сыграл в собственном фильме, вышедшем на экраны в 1970 году. Позднее он снял еще шесть картин
  • «Высокий блондин в черном ботинке» (1972 год). Шпионская комедия и хит советского проката (вырезавшего, разумеется, целый ряд слишком фривольных, по мнению цензуры, сцен) поставил Ришара в один ряд с Томом Хэнксом, ведь именно он сыграл скрипача, принятого за шпиона, в американском оригинале этой комедии под названием «Человек в красном ботинке»
  • «Он начинает сердиться» (1974 год) . Эта картина не только один из лучших образцов творчества комедиографа Клода Зиди, но и примечательный дебют дуэта, в котором Пьеру составила компанию муза Сержа Генсбура Джейн Биркин. Вторым фильмом с участием этого тандема стал фильм «Не упускай из виду», также снятый Зиди
  • «Игрушка» (1976 год). Если в случае с «Блондином» Ришару пришлось следовать по стопам Тома Хэнкса, то «Игрушка» Франсиса Вебера оказалась моментальной классикой (не в последнюю очередь благодаря музыке Владимира Косма) и удостоилась голливудского ремейка за авторством Ричарда Доннера («Смертельное оружие»)
  • «Невезучие» (1981 год). Эта комедия также удостоилась американского ремейка, но главное, что в ней сформировался еще один важнейший в жизни Ришара творческий союз – с нашим великим соотечественником, почетным удмуртом Жераром Депардье
  • «Укол зонтиком» (1980 год). В этой комедии Жерара Ури актеру вновь довелось поиздеваться над штампами из фильмов про Джеймса Бонда, хотя советским зрителям пришлось обойтись без нескольких эпизодов, связанных с убийствами
  • «Налево от лифта» (1988 год). Несмотря на то что Ришара привыкли видеть в образе недотепы, режиссеры заботливо подбирали ему в партнерши первых красавиц французского кино. В этой комедией ею стала Эмманюэль Беар
  • «1001 рецепт влюбленного кулинара» (1996 год). За роль повара-плута в картине Наны Джорджадзе актер удостоился премии «Лучший актер» на Каннском кинофестивале 1996 года
  • «Робинзон Крузо» (2003 год). Хоть этот фильм и был снят только для телевидения, но поклонникам «Высокого блондина» наверняка интересно узнать, что ему по силам не только комедии, но и картины, в которых на экране большую часть времени нет никого, кроме него
  • Пьер Ришар на пресс-конференции в Москве, 2016 год
1 11

Первым фильмом, где появился его обаятельный герой, стал «Идиот в Париже» 1967 года. В 1970 году Ришар снял свой первый фильм в качестве режиссера, где сыграл главную роль, а в 1972 году на экраны вышел «Высокий блондин в черном ботинке».

Шпионская комедия Ива Робера о любовных злоключениях скрипача, оказавшегося в политических тисках, принесла Ришару широкую популярность, и уже в 1974 году вышло ее продолжение — «Возвращение высокого блондина».

Все десятилетие оказалось отмечено удачами актера — тогда вышел его хит «Я робкий, но я лечусь», Ришар снялся у Клода Зиди в фильме «Он начинает сердиться», сыграл главную роль в картине «Укол зонтиком», а также поработал вместе с Джейн Биркин на съемках комедии «Не упускай из виду».

В 1976 году он принял приглашение сняться в фильме «Игрушка», где комические сцены тесно перемежались с социальным подтекстом. Эти съемки положили начало дружбе Ришара и режиссера Франсиса Вебера.

«Франсис Вебер стал однажды свидетелем того, как очень богатая семья выбирала своему карапузу игрушку в детском магазине. И они настолько хотели угодить своему ребенку, что готовы были на все... Даже «купить» продавца. История показательная. Поэтому она и запала в душу такому творческому человеку, как Франсис, и он написал сценарий. А когда я прочел его историю, то понял, что должен сыграть в этой кинокартине», — рассказывал актер.

Вместе с Вебером и Жераром Депардье они объединились в начале 1980-х для съемок комедии «Невезучие». Тандем на съемочной площадке сложился настолько удачно, что втроем они снимут еще два фильма — «Папаши» и «Беглецы». В 2015 году Ришар и Депардье воссоединились для съемок в картине «Агафья» по мотивам рассказов Антона Чехова.

Еще в конце 1970-х Ришар основал свою собственную компанию по производству и прокату фильмов. В 1988 году он представил на фестивале Нового латиноамериканского кино документальный фильм собственного производства «Расскажите мне о Че», снятый на Кубе и посвященный жизни революционера Эрнесто Че Гевары.

В основу фильма легли воспоминания людей, которые знали Че Гевару лично, а также редкие кадры хроники. Как рассказывал сам Ришар, он вынашивал более 20 лет идею фильма о «человеке, чей дух был во власти идеи, кто бросил вызов обывательскому существованию», после чего на свой страх и риск отправился на Кубу с видеокамерой.

Съемки продолжались больше месяца, в них приняли участие сестра и старшая дочь команданте. Ришар отсмотрел тысячи метров пленки со своим героем, а съемочная группа изъездила вдоль и поперек страну, жители которой дали актеру прозвище «сапато негро» — «черный ботинок», в честь его самой популярной роли.

Ришар также является успешным бизнесменом — по совету Жерара Депардье он купил в 1986 году 20 гектар виноградников в регионе у Средиземного моря, где регулярно проводит конец лета. Ежегодно он продает несколько десятков тысяч бутылок вина.