Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

«Я его предал»: как цензоры довели Ролана Быкова до инфаркта

90 лет со дня рождения Ролана Быкова

12 октября легенде советского кино Ролану Быкову могло бы исполниться 90 лет. Великий актер и режиссер запомнился зрителям не только по детским фильмам и характерным комическим эпизодам, но также как лицо «полочных» картин, выходу которых мешали чиновники: «Проверка на дорогах», «Комиссар», «Андрей Рублев» и других. «Газета.Ru» рассказывает, как одному из самых любимых публикой артистов чинили препятствия на протяжении всей карьеры.

С самого рождения имя Ролана Быкова было окружено легендами, причем к появлению некоторых из них актер самостоятельно приложил руку — родители хотели назвать его в честь большого друга Советского Союза, писателя Ромена Роллана, однако паспортист ошибочно записал его как Роланда, попутно перепутав отчество.

«[Пьяный милиционер] переделал моего отца Антона в Анатолия! Кто еще мог в метрике вместо Ролана Антоновича написать Роланд Анатольевич? И дня рождения из-за этого же у меня два — один фактический, второй — по паспорту. Все пьянка российская», — объяснял он в одном из интервью несуразицу в своих паспортных данных.

Ролан Быков в роли Бармалея в фильме «Айболит-66» (1966)
Ролан Быков в роли Акакия Акакиевича Башмачкина в кинофильме «Шинель» по одноименной повести Н.В. Гоголя, 1959 год
Ролан Быков и Елена Санаева в кинофильме «Докер» (1973)
Кадр из кинофильма «Подранки» (1977)
Режиссер Ролан Быков на съемках кинофильма «Внимание, черепаха!», 1969 год
Ролан Быков во время репетиции на съемках фильма «Телеграмма», 1971 год
Актер и кинорежиссер Ролан Быков и его жена, актриса театра и кино Елена Санаева, 1983 год
Кадр из художественного кинофильма «Звонят, откройте дверь» (1965)
Президент Борис Ельцин вручает Ролану Быкову орден «За заслуги перед Отечеством», 1995 год
Кадр из детского фильма «Деревня Утка» (1977)
Ролан Быков в фильме «Комиссар» (1967)
Ролан Быков во время заседания I съезда народных депутатов СССР, 1989 год
Ролан Быков, 1976 год
Ролан Быков в роли Бармалея в фильме «Айболит-66» (1966)
Ролан Быков в роли Акакия Акакиевича Башмачкина в кинофильме «Шинель» по одноименной повести Н.В. Гоголя, 1959 год
Ролан Быков и Елена Санаева в кинофильме «Докер» (1973)
Кадр из кинофильма «Подранки» (1977)
Режиссер Ролан Быков на съемках кинофильма «Внимание, черепаха!», 1969 год
Ролан Быков во время репетиции на съемках фильма «Телеграмма», 1971 год
Актер и кинорежиссер Ролан Быков и его жена, актриса театра и кино Елена Санаева, 1983 год
Кадр из художественного кинофильма «Звонят, откройте дверь» (1965)
Президент Борис Ельцин вручает Ролану Быкову орден «За заслуги перед Отечеством», 1995 год
Кадр из детского фильма «Деревня Утка» (1977)
Ролан Быков в фильме «Комиссар» (1967)
Ролан Быков во время заседания I съезда народных депутатов СССР, 1989 год
Ролан Быков, 1976 год
  • Ролан Быков в роли Бармалея в фильме «Айболит-66» (1966)
  • Ролан Быков в роли Акакия Акакиевича Башмачкина в кинофильме «Шинель» по одноименной повести Н.В. Гоголя, 1959 год
  • Ролан Быков и Елена Санаева в кинофильме «Докер» (1973)
  • Кадр из кинофильма «Подранки» (1977)
  • Режиссер Ролан Быков на съемках кинофильма «Внимание, черепаха!», 1969 год
  • Ролан Быков во время репетиции на съемках фильма «Телеграмма», 1971 год
  • Актер и кинорежиссер Ролан Быков и его жена, актриса театра и кино Елена Санаева, 1983 год
  • Кадр из художественного кинофильма «Звонят, откройте дверь» (1965)
  • Президент Борис Ельцин вручает Ролану Быкову орден «За заслуги перед Отечеством», 1995 год
  • Кадр из детского фильма «Деревня Утка» (1977)
  • Ролан Быков в фильме «Комиссар» (1967)
  • Ролан Быков во время заседания I съезда народных депутатов СССР, 1989 год
  • Ролан Быков, 1976 год
1 13

Впрочем, в разные годы Быков по-разному рассказывал эту историю. По одной из версий, в паспортном столе сидела его родная тетка, по другой — причиной путаницы стало плохое знание украинскими паспортистами русского языка.

После выпуска из школы в 1947 году Быков решил стать актером, однако не смог сдать вступительные экзамены во ВГИК, а в ГИТИС его не захотели брать из-за невысокого роста. В результате будущий народный артист СССР поступил в Театральное училище имени Щукина, которое окончил в 1951-м.

Из-за низких зарплат у актеров он сначала стал вести воскресный драмкружок, а в 1957 году рискнул и без разрешения властей открыл самодеятельный студенческий театр при МГУ. Несмотря на опасность, которой грозило подобное самоуправство, Быков понадеялся на дезорганизацию советских инстанций:

«Я решил, что как-нибудь проскочу: ЦК подумает, что МГК разрешил, МГК посчитает, что это дело комсомола, комсомол спишет на профсоюзы»

В 1960-х годах он стал снимать фильмы в качестве режиссера. Его первый большой хит — детский «Айболит-66» — имел огромный успех и среди детей, и среди взрослой аудитории, которая без всякой подсказки считывала сатирический заряд таких реплик, как «Нормальные герои всегда идут в обход» или «Это даже хорошо, что нам плохо».

Проявили интерес к фильму и представители номенклатуры — несмотря на то, что фильм удалось выпустить, критика навесила на него ярлык «порочный», и Быкову не позволили снять продолжение, в котором Бармалей должен был перевоспитаться и начать делать добрые дела. Задумка показалась цензорам уже откровенно антисоветской.

Не прибавило ему в глазах властей благонадежности и участие в съемках «полочного» фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (в самом начале которого Быков «проглатывает» бранное слово в одной из своих реплик), а уж роль в опальном «Комиссаре» Александра Аскольдова по рассказу Василия Гроссмана вызвала откровенную ярость со стороны госаппарата.

Режиссера картины о комиссарке красной армии, отстраненную от исполнения обязанностей из-за беременности и подселенную в комнату к многодетной еврейской семье, главу которой и играл Быков, исключили из партии и уволили со студии, а сам фильм хотели уничтожить. Однако в результате «Комиссар» пролежал в архивах до 1988 года – только тогда массовый зритель смог увидеть на экране блестящий дуэт Быкова и Мордюковой.

Анекдотические, но от этого не менее серьезные претензии вызвал еще один режиссерский хит Быкова – «Внимание, Черепаха!». История того, как дети пытаются спасти черепаху из-под гусениц советского танка была понята цензорами как отсылка ко вводу войск в Чехословакию (ведь «черепаха» и «Чехословакия» начинают с одной и той же буквы).

Действия СССР по отношению к Чехословакии стали причиной, по которой режиссер Александр Митта отказался снимать Быкова в фильме «Гори, гори, моя звезда».

«В недавнем интервью Митта признался: «Я его предал!». Был 1968 год, советские войска вошли в Прагу. И Митта рассказывает, что испугался, решил делать что-то более светлое», — говорила вдова актера Елена Санаева «Российской газете».

Несмотря на то, что на тот момент было снято около 600 метров пленки с участием Быкова, его решили заменить на Олега Табакова.

Настоящей травле была подвергнута и вся съемочная группа фильма Алексея Германа-старшего «Проверка на дорогах», где Быков исполнял главную роль. Госкино СССР обвинило авторов в дегероизации народного сопротивления в годы Великой Отечественной войны. Критике подвергли также героя самого Быкова, командира партизанского отряда Локоткова.

«В фильме искажен образ героического времени, образ советского народа, поднявшегося на оккупированных территориях на смертельную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками… В образе Локоткова нет тех черт, которые рассказали бы о нем как об опытном командире и партизанском руководителе», — говорилось в заключении главной сценарной редакционной коллегии.

Трудности с чиновниками преследовали Быкова до самой перестройки – его проблемный фильм «Чучело» 1983 года о травле ученицы шестого класса в исполнении Кристины Орбакайте считали чересчур «острым» и всячески хотели смягчить. Дошло до того, что руководство «Мосфильма» объявило о намерении вырезать из фильма «все лишнее» без его участия. На это Быков пригрозил применить монтажный пресс к «первому, кто сунется в монтажную».

Картину удалось отстоять, она была удостоена Государственной премии СССР, однако из-за перенесенного стресса у Быкова случился обширный инфаркт.

После перестройки Быков вновь столкнулся с проблемами, в этот раз уже несколько иного характера. Будучи основателем и президентом Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества он рассказывал, что из нескольких десятков фильмов, выпущенных при поддержке фонда и завоевавших множество наград на международных фестивалях, в российский прокат не вышел ни один из-за «низкой рентабельности».

«Так вот и здесь: я остался чуть ли не последний в детском кино, когда оглянулся. Разбежались люди. А последний — не убежишь! Поэтому я остался и решил, что надо создавать настоящее детское кино. Но на детское кино, как известно, денег ни у кого в стране нет. Дети в нашей стране забыты», — говорил он.

В последние годы жизни Быков работал над фильмом «Портрет неизвестного солдата». Довести проект до конца не удалось – жизнь легендарного актера и режиссера оборвал рак легких. Санаева рассказывала, что ее муж умирал в дни дефолта в отделении реанимации, но все равно продолжал давать указания по тому, как нужно было завершить его последнюю киноработу.

Он умер, не дожив до своего 69-летия меньше недели, 6 октября 1998 года. После церемонии прощания в Центральном доме кинематографистов, тело Быкова было похоронено на Новодевичьем кладбище.