Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Театр

Оперная голодовка: как Евгения Колобова вынудили покинуть Театр Станиславского

Прослушать новость
Остановить прослушивание

75 лет назад родился дирижер Евгений Колобов

19 января 2021 года дирижеру Евгению Колобову могло бы исполниться 75 лет. «Газета.Ru» рассказывает о его конфликте в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, из-за которого он покинул пост худрука, и вскоре основал собственный театр «Новая опера».

До того, как возглавить Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Евгений Колобов успел поработать в ведущих театрах СССР. В середине 70-х он, будучи главным дирижером Екатеринбургского академического театра оперы и балета имени А. В. Луначарского, впервые поставил на языке оригинала оперу Верди «Сила судьбы». В 1981 году Колобов вернулся в родной Петербург и по приглашению Юрия Темирканова перешел в Театр оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский). Именно ему главный дирижер хотел оставить свое место перед уходом, но Колобов отказался — в 1987 году ему предложили возглавить Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Приход Колобова на место худрука и главного дирижера дал надежду на возрождение музыкального театра. Впервые в Союзе были поставлены «Пират» Беллини и «Бо­рис Годунов» в авторской редакции Мусоргского. В этих спектаклях уже проявилось новаторское видение Колобова — его тяга к поэтическому театру и симфонической эстраде, носителями которой в свое время были Шаляпин, Рахманинов и Горо­виц.

Взаимоотношения Колобова с коллективом поначалу были хорошие: возглавив театр, дирижер не стал никого увольнять. В премьерных спектаклях «Пирата и »Бориса Годунова» были задействованы «ветераны» театра. Следом дирижер задумал поставить »Евгения Онегина» только с молодыми актерами. Начался конфликт: пожилые артисты требовали вернуть тексты, которые они привыкли петь десятилетиями.

«Когда его [Колобова] спросили, как он относится к солистам, он сказал, что ко всем одинаково, у него нет в театре любимчиков. На самом деле — и любимчики, и группа солистов, которых он просто ненавидит. Это выражается в том, что он снимает этих людей с партий, даже не объясняя причины», — рассказывал в интервью «Аргументам и фактам» народный артист СССР Леонид Болдин.

Другая звезда театра Виталий Таращенко сетовал, что с приходом Колобова его репертуар сократился до одного спектакля в два месяца.

Сторонники Колобова, в том числе Татьяна Кузнецова и Василий Кирнос, утверждали, что их коллеги просто не привыкли к такому требовательному худруку и разучились работать.

К 1990 году конфликт достиг предела: недовольные артисты устроили однодневную голодовку. Колобов подал в отставку, отказавшись от присвоенного ему ранее звания «Заслуженного деятеля искусств». В заявлении в Президиум Верховного Совета дирижер объяснил свое решение тем, что человек, посвятивший свою жизнь искусству, хотя бы в глубине души, считающий себя серьезным художником, в первую очередь должен обладать честным именем и талантом.

«Это был маленький такой змеюшник, — рассказывал Колобов в интервью «Российской газете». — На «Онегина» назначаю молодых певцов — тут же приходит ветеран качать права. Я напоминаю: сколько вам лет? 59! Мы что, в доме престарелых оперу ставим? И в 60 лет будем вспоминать: как было хорошо, Танюха! И пошел слух, что Колобов — монстр. А я просто хочу искусством заниматься».

В период перестройки раскол также пережили Театр на Таганке и МХАТ. Причиной стали кадровые перестановки, а также личная неприязнь между худруком и актерами. В 1985 году из-за прихода Анатолия Эфроса на пост Юрия Любимова Театр на Таганке покинули Вениамин Смехов, Леонид Филатов и другие. Наиболее громким событием стало разделение МХАТ на два театра — МХТ имени Чехова во главе с Олегом Ефремовым и МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина. Ефремов, как и Колобов, пытался всячески реформировать театр, из-за чего многие актеры остались без ролей.

В результате конфликта внутри Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко за Колобовым фактически в никуда ушли более 200 сотрудников. В 1991 году он вместе со своей женой Натальей Попович основал собственный театр «Новая Опера». Шесть с половиной лет театр существовал без дома, скитаясь по арендованным залам, дружественным театрам, фестивалям и репетируя в бывшем кинотеатре «Зенит» в районе Таганки.

Тем временем специально для «Новой Оперы» на месте «Зеркального театра», построенного в 1910 году в саду «Эрмитаж», фактически с нуля возводили новый театр. 27 декабря 1997 года состоялось долгожданное открытие сцены. Иронично, что первой на ней показали ту самую оперу «Евгений Онегин», которая в том же году получила «Золотую маску» как лучший музыкальный спектакль сезона.

Колобов же продолжил работать на стыке оперы и драматического театра. Дирижер рассаживал свой оркестр прямо на сцене или даже в партере, а не в оркестровой яме, как положено. А музыканты не только играли, но и перемещались по сцене, вставляя свои реплики.

Евгений Колобов скончался на 58-м году жизни 15 июня 2003 года от сердечного приступа. Сейчас «Новой оперой» руководят народный артист Молдавии Александр Самуилэ и режиссер-постановщик Алексей Вэйро.