Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Украли здесь, продают там»: как устроен черный рынок искусства

В Греции нашли украденные девять лет назад полотна Пикассо и Мондриана

Полиция Греции обнаружила пропавшие картины «Женская голова» Пабло Пикассо и «Мельница в Штаммере» Пита Мондриана. Девять лет назад полотна похитили из Национальной галереи в Афинах — все это время преступники пытались продать их на черном рынке. «Газета.Ru» рассказывает, как устроена незаконная торговля предметами искусства — и что теперь будет с найденными работами.

Зачем коллекционеры покупают картины на черном рынке

По словам главного эксперта аукционного дома «12-й стул» Ивана Ефимова, картины на черном рынке стоят дешевле, чем на аукционе. Однако коллекционер, сделавший покупку таким нелегальным способом, лишает себя возможности законным образом перепродавать предмет искусства и выставлять его на выставках:

«Картину, купленную незаконно, можно перепродать только на черном рынке. Кроме того, невозможно экспонировать предмет, что осложняет поиск покупателя. Эксперту предмет искусства тоже не показать — он просто сдаст «черного» арт-дилера полиции».

Ефимов подчеркнул, что современные коллекционеры избегают покупок на черном арт-рынке, поскольку не хотят испортить свою репутацию:

«Теперь покупатель обращается не к серым дилерам, а в аукционные дома или же к крупным дилерам, которые являются членами ассоциаций, так что все «ворованные истории» вскрываются очень быстро. Сегодня все знают — если предмет искусства хотят продать «вчерную», значит, с ним что-то не то».

В этом смысле российское арт-сообщество, согласно Ефимову, не отстает от прочих — здесь есть систематизированные базы данных, где фиксируются все открытые покупки и продажи предметов искусства. «Я могу сказать, что в России есть опыт правоохранительных органов по работе с украденными предметами искусства. Мы идем в общемировом тренде, взаимодействие между нашими и зарубежными правоохранительными органами очень хорошее», — пояснил он.

Можно ли скрыть факт наличия картины на черном рынке

По словам Ефимова, присутствие картины на таком рынке установить довольно сложно. «Черные» арт-дилеры не ведут баз данных, сама работа может ситуативно оказаться не там, где ее пытаются найти, — например, продаваться за границей.

«В отличие от открытого рынка, где фиксируются все покупки и продажи, на черном арт-рынке такого нет. У полотна Пикассо мог появиться заинтересованный покупатель из-за рубежа, его могли украсть по заказу или хорошо спрятать на рынке. Кроме того, дилеры могли сознательно переместить картину в другой сегмент рынка, где полиция ее не искала», — пояснил собеседник.

Кому картина будет принадлежать после спасения с черного арт-рынка

Дальнейшая судьба украденных произведений искусства зависит от конкретного местного законодательства: «Тот, кто приобретает картину, далеко не всегда в курсе, краденая она или нет. Обычно он даже не преступник, а просто жертва обстоятельств. Другой нюанс в том, что первоначальному владельцу нужно еще доказать, что это его предмет — и он действительно был украден, а не продан на добровольной основе».

Иногда дело доходит до суда, поскольку украденная картина могла оказаться и быть куплена в галерее, а не на черном рынке. В ходе разбирательств определяется итоговый собственник — тот, кому предмет искусства вернется. Если предмет был украден у человека, который давно умер, то вопрос правообладания решается с его наследниками.

«В случае, если прийти к соглашению невозможно, предмет будут продавать на аукционе и, вероятно, делить вырученные средства между наследниками», — уточнил Ефимов.

Может ли владелец не знать, что его картина была украдена

Согласно Ефимову, покупатель может узнать о том, что картина украденная, уже только через много лет владения ей. Этим вопросом занимается международное частное право — как минимум по той причине, что многие предметы искусства путешествуют по свету, и судьба их не может решиться национальным законодательством. «Я знаю, что очень много российского вылавливается за рубежом — украли здесь, продают там. Рано или поздно все это возвращается», — пояснил собеседник.

Находка в Греции

Похищение полотен Пикассо и Мондриана, названное впоследствии «кражей века», произошло 9 января 2012 года, за день до закрытия Национальной галереи в Афинах на капитальный ремонт. Следующие девять лет преступники пытались вывезти картины из Греции, чтобы продать их на черном рынке.

Полиция нашла украденные произведения искусства в ущелье в городке Кератея и задержала подозреваемого — 49-летнего местного жителя, который, предположительно, был одним из двух участников похищения. По данным СМИ, мужчина забрал картины из тайника и собирался вывезти их за границу, но обнаружил, что за ним следит полиция — и сбросил их в овраг.

Новости и материалы
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Все новости