«О. Мой. Бог. Это же фильм»: как кинематограф влияет на вакцинацию

СМИ: некоторые американцы отказывались от вакцинации из-за фильма «Я — легенда»

В Америке отказываются от вакцинации из-за сюжета фильма «Я — легенда», в котором новое лекарство от рака превратило людей в зомби. Несет ли искусство ответственность за веру людей в конец света и стоит ли маркировать картины о пандемии, «Газете.Ru» рассказали режиссер Павел Костомаров, депутат Виталий Милонов, психолог Наталья Варская, а также директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

Американские СМИ сообщили о ряде случаев, когда граждане США отказывались от вакцинирования против коронавируса, ссылаясь на сюжет фантастического боевика «Я — легенда» с Уиллом Смитом в главной роли. Действие ленты, вышедшей в 2007 году, разворачивается в постапокалиптическом Нью-Йорке, населенном зомби. По задумке создателей практически все местное население стало жертвой некачественного лекарства от рака, которое превратило людей в монстров.

Неспособность некоторых соотечественников отделять вымысел от реальности возмутила сценариста фильма Акиву Голдсмана. В Twitter он напомнил, что сюжет картины был выдуман от начала и до конца.

(«О. Мой. Бог. Это же фильм. Я его придумал. Сюжет не соответствует реальности».)

При этом, как объяснила психолог Наталья Варская, подобные художественные фильмы, учитывая текущие события в мире, действительно могут влиять на сознание ряда людей.

«Тем, кто отвечает за выход на экраны новых фильмов и программ, стоит следить за информационным полем. С точки зрения психологии то, что человек видит каждый день, влияет на его сознание. Например, от увиденного может увеличиваться страх и тревога. Представьте, если бы во времена холеры, когда еще только начали делать прививки, снимали бы фильмы про тот ужас, который происходил? Прививаться бы никто не стал», — сказала она.

Согласно Варской, картины о пандемии в любом случае должны сниматься, однако авторам не стоит использовать тему исключительно ради собственной выгоды.

«Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Художники обязаны отображать реальность, понимая, что это не навредит зрителю. Например, низкосортный материал, который сейчас все чаще появляется на экране, должен контролироваться тщательнее, — объяснила эксперт.

— Вспомним фильмы о Второй мировой — они же были про любовь и добро во время войны. Творцы должны снимать на фоне трагедий и драм, но не ради личной популярности и хайпа».

Одним из решений вопроса с впечатлительностью зрителей фантастическими фильмами про пандемию может стать обязательное добавление специальных дисклеймеров о вымышленности сюжета. Такое мнение высказал депутат Госдумы Виталий Милонов.

«В картинах, где каскадерами выполняются профессиональные трюки, пишут: «Не повторять». Таким же образом нужно поступать и с фантастическими фильмами, которые связаны с вымыслом о прививках. Необходимо ставить дисклеймер там, где есть любой художественный вымысел на эту тему. Потому что подобный контент может вводить людей в заблуждение», — заявил политик.

Заняться потенциальным нововведением он предложил Роскомнадзору и другим подконтрольным органам, отвечающим за область телевидения: «Нужно, например, обратиться к Роскомнадзору, чтобы тот обязал добавлять предписание к фильмам, в которых звучит ненаучная точка зрения о вакцинации. А то насмотрятся, что кто-то кого-то заразил — и не пойдут делать прививку».

Тема пандемии в последние годы стала популярной и среди российских кинематографистов — за это время на экраны вышли такие проекты, как «Эпидемия», «Закрытый сезон» и «Выжившие». Автор «Эпидемии» Павел Костомаров выступил против введения маркировок.

«Я считаю, что нужно вести просветительскую деятельность со стороны государства, никакие фильмы не виноваты», — сказал он.

Поддержала Костомарова во мнении директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

«Любые художественные произведения влияют на людей, потому что несут определенный посыл. Но человек, который это смотрит, должен понимать, что видит на экране только художественное произведение. Не вижу основания для маркировки, — заявила она. — Люди не хотят прививаться и верят в подобные домыслы, потому что кампания по вакцинации провалена государством полностью. Из-за недостатка информационного сопровождения люди начали додумывать происхождение заболевания. У населения нет реальных источников достоверной информации. Проблема заключается в этом, а не в искусстве или YouTube-роликах»