Меняются внешность и поведение. Как весна влияет на подростков

Психолог Грязев: весной подростки способны на нетипичные для них поступки

Наступление весны не проходит бесследно для большинства людей, особенно для подростков. Как половые гормоны во время этого сезона сказываются на внешности, чем школьники удивляют взрослых и как вести себя родителям, чтобы не провоцировать эмоциональные всплески, «Газете.Ru» рассказали эндокринолог, психиатр и психолог.

Жирная кожа и обострение хронических заболеваний

Оксана Панова, эндокринолог СМ-Клиники в Санкт-Петербурге, кандидат медицинских наук:

— Смена сезонов может стимулировать колебания гормонального фона у подростков, но все-таки не обособленно, а в комплексе факторов.

Главные особенности подросткового периода — это постоянные рост и развитие. Весной подростки начинают больше двигаться, чаще проводят время на улице — гуляют, занимаются спортом. Повышение уровня физической активности оказывает влияние на гормональный фон и может стимулировать выработку половых гормонов. Еще один фактор — это увеличение продолжительности светового дня, что способствует выработке витамина D и повышению уровню «гормона радости» серотонина. В совокупности эти факторы также могут повлиять на баланс половых гормонов.

Под воздействием половых гормонов активизируется работа сальных и потовых желез, что часто отражается на внешности, в том числе на состоянии кожи.

Подросток может столкнуться с эмоциональной неустойчивостью, головными болями, головокружениями, периодическими болями в животе. Меняется характер, типичные реакции, привычки — в том числе появляются вредные. Социальные аспекты жизни подростков также претерпевают изменения: важную роль начинают играть сверстники и стремление к независимости. Весной многие готовятся к сдаче экзаменов, но гормональная перестройка может снизить успеваемость.

В межсезонье у некоторых обостряются хронические заболевания, например аллергии, бронхиальная астма, гастроэнтерологические и психические расстройства. Поэтому этот период требует повышенного внимания от родителей и педагогов.

Эмоциональность и перемены настроения

Юлия Левченко, врач-психиатр, психотерапевт ФНКЦ ФМБА России:

— С наступлением весны многое меняется как в природе, так и в человеке. Кстати, гормональный фон выравнивается только к 20-25 годам.

Взрослым не стоит забывать, что психоэмоциональная система подростков с переходом на весну и на лето меняется: они становятся более эмоциональными, может наблюдаться лабильность (изменчивость) настроения. Что делать родителям? Постараться не эмоционировать самим и почаще спокойно разговаривать с детьми. Если же подросток не идет на контакт, то находить специалистов, которые помогут с ним взаимодействовать.

Какой бы ни складывалась ситуация, взрослым нельзя переходить на оскорбления и манипуляции, потому что психоэмоциональная система подростков — это очень тонкий пласт для последующего созревания психики.

Весна тяжела еще и авитаминозом, увеличением учебной нагрузки, колебаниями в атмосферном давлении.

В моменты гормонального всплеска помогают силовые упражнения — отжимания, приседания, подтягивания.

Желательно упражняться до сильной усталости — это помогает успокоиться.

Важно, чтобы подросток сам понимал, что многие его эмоции не всегда адекватны и вызваны больше физиологическими причинами.

Нетипичная активность и странные поступки

Юрий Грязев, клинический психолог, психоаналитик:

— В году есть два стабильных сезона (лето и зима) и два нестабильных (весна и осень), когда изменения в природе сказываются на психологическом настрое.

При этом с подростками нередко происходит все то же самое, что со взрослыми людьми — особенно когда речь идет о расстройствах психики, обострение которых могут случаться в любой месяц весны. Однако и у психически стабильных подростков наблюдается одна интересная особенность.

Весна — это время, когда дети переходного возраста проявляют нетипичную лично для них активность.

Это не значит, что все они начинают отбиваются от рук — здесь все зависит от индивидуальных особенностей. Например, у отличника может снизиться успеваемость, а троечник, который раньше «забивал» на учебу, вдруг начинает несвойственно для себя проявлять интерес к урокам.

Иногда родители удивляются, что подросток начинает мыслить и рассуждать о каких-то вещах совершенно непривычным для него способом. Но потом, когда температура стабилизируется (примерно конец мая — начало июня), эти скачки проходят сами собой.

Что думаешь?
Загрузка