Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Независимые цены

В разных регионах России цены на один и тот же товар могут отличаться на 20—145%, подсчитала Общественная палата

,
В разных регионах России цены на один и тот же товар могут отличаться на 20—145%, подсчитала Общественная палата. Цель исследования — понять причины такого ценообразования и расшить узкие места. Проблема не только в низкой конкуренции, но и в неразвитой логистике, поэтому госрегулированием цен ее не решить, говорят эксперты.

Рабочая группа по агропромышленному комплексу (АПК) и продовольственным рынкам при Общественной палате решила выяснить, сколько стоят продукты в разных регионах России. За основу для эксперимента был взят набор, который включал нарезной батон, 1 кг картофеля, тушку курицы, 1 л подсолнечного масла, 1 л молока 3,2% жирности, 1 кг сахара, 10 куриных яиц.

Исследование проводилось в сетевых магазинах в восьми столицах федеральных округов. Главными критериями для отбора магазинов стали формат дискаунтера и максимальная представленность в городе.

Самым дешевым набор оказался в Москве: 245 рублей. В Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону он дороже на 6%, чем в Москве; в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге — на 10%, в Ставрополе — на 13%, в Хабаровске — на 43%.

Однако разница в цене отдельных продуктов гораздо существеннее: так, цены на батон отличаются на 29—129%, на картофель — на 29—145%. Дешевле всего он стоит в Новосибирске — 13,9 рубля за 1 кг, дороже всего — в Хабаровске (34 рубля) и в Ростове-на-Дону (24 рубля).

Подобные мониторинги Общественная палата намерена направлять каждый месяц в администрацию президента, региональным властям, полпредам президента в округах, а также Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Особое внимание будет уделяться тем регионам, где цена отклоняется от минимальной на 20% и более. Как рассказали «Газете.Ru» в ФАС, ведомство самостоятельно мониторит розничные цены в регионах, но данные Общественной палаты будут интересны для сравнения.

Такой разброс цен объясняется несколькими факторами. Во-первых, в Москве достаточно развита конкуренция на всех этапах производственно-сбытового процесса, поэтому цены ниже, тогда как в других городах чрезмерна концентрация производства. Например, в Санкт-Петербурге одна компания занимает 70% на рынке производства муки, то есть является монополистом, отмечается в мониторинге.

Цена продукта зависит и от расходов на логистику. «У нас огромная страна, логистические возможности ограничены. Если клубника созрела в Ставрополье, то, пока она доедет до Хабаровска или даже до Урала, ее цена изменится. Это надо учитывать», — говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.

«Причина в том, что у нас нет сбалансированной логистики и нет межрегионального взаимодействия, чтобы поставки были правильно распределены и фактически предложение такого товара было в избытке»,

— соглашается независимый эксперт розничной торговли Ирина Канунникова. Однако доля доставки в себестоимости продукта далеко не самая высокая. Так, в РСПП в прошлом году подсчитали, из чего складывается цена на хлеб: цена пшеницы составляет 20% себестоимости, услуги элеватора — 2%, доставка зерна — 2%, переработка зерна в муку — 6%, доставка муки — 1%, вклад хлебопеков — 34%, доля розничной торговли — 35%.

«Где-то возникают участники рынка, которые получают сверхдоходы. Вот этот вопрос мы и будем исследовать, ведь причины разброса цен везде разные. Но основной вопрос — это развитие конкуренции»,

— пояснил «Газете.Ru» смысл исследования руководитель рабочей группы по АПК и продовольственным рынкам при Общественной палате Михаил Попов. Впрочем, разница в ценах между регионами не является основанием для введения минимальных цен. Согласно закону о торговле, действующему с 1 февраля этого года, правительство может устанавливать предельные розничные цены на важнейшие продукты питания только в том случае, если они подорожали на 30% и более, и на срок до трех месяцев.

Регулирование цен правительством не решит, а только усугубит проблему, предупреждают эксперты. «Минимальные цены — это очень важное понятие, но никто не заставит ни производителя, ни поставщика, ни ритейлера продавать продукт, если это невыгодно», — соглашается Белоновский. «Необходимо стимулировать предпринимательский потенциал, кооперацию между мелкими торговцами и небольшими производителями, чтобы восполнить этот сегмент социально значимых товаров избыточным предложением, и тогда цена пойдет вниз», — перечисляет Канунникова.

Новости и материалы
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Все новости