Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В «Императорские сады» гости пришли в пуховиках»

Как устроены «Императорские сады России» и почему в Михайловском саду лопату не воткнешь

«Стиль жизни» побывал на фестивале «Императорские сады России» в Михайловском саду Русского музея в Санкт-Петербурге и рассказывает, зачем туда идти и что там можно увидеть.

В Санкт-Петербурге проходит фестиваль ландшафтного дизайна «Императорские сады России»: в середине июня в Михайловском саду Русского музея можно наблюдать ландшафтные композиции, созданные архитекторами разных стран (в фестивале в этом году принимают участие 49 ландшафтных мастерских из России, Германии, Финляндии, Испании, Франции, Дании), посещать мастер-классы, слушать лекции и аплодировать выступлениям театральных студий, ансамблей и кружков.

Преимущественно — детских, потому что в этом году тема «Императорских садов», разбивающихся под стенами Русского музея уже в девятый раз, — «Цветы жизни». Что имеется в виду на самом деле — понятно всем. Выставка посвящена детям.

С самого начала фестивалю не повезло с погодой: на торжественный концерт в саду при ледяном ветре с Финского залива и 10 градусах тепла гости поумней явились в пуховиках. Те, кто мечтал о празднике, проклинали свою тягу к прекрасному и пытались согреться коньяком, пренебрегая попытками бармена соорудить коктейли: в кружевных платьях не до кубиков льда в прозрачных бокалах.

«На сцене гораздо теплее», — обнадеживала президент благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова (фестиваль многие годы проходит при финансовой поддержке фонда). Гости верили. Однако детей в костюмах хризантем, станцевавших по случаю праздника закономерный «Вальс цветов» Чайковского, и детский хор, исполнивший песни, которые вы сами горланили, качаясь на качелях, все равно было жалко.

Замерзшие дети уносились в теплый Русский музей. На их место выходили ответственные взрослые, которым спрятаться было некуда.

Не мерз, кажется, только директор Русского музея Владимир Александрович Гусев: за пятиминутную речь он бодро придумал три темы для будущих фестивалей. Следующей темой, видимо, будет музыка. А жаль — абстрактные темы, как темы сочинений, дают такой широкий простор для творчества, что художники разбегаются в разные стороны и часто убегают слишком далеко от зрителя.

Так случилось с нынешним фестивалем. «Дети» — это может быть что угодно. «Актуальными темами фестиваля станут вопросы изучения, сохранение природы и окружающей среды, новые подходы к организации детских игровых пространств в городах, демонстрация современного игрового оборудования. Особое внимание будет уделено социальным проектам для детей с ограниченными возможностями», — значилось в пресс-релизе фестиваля. Все это есть. В фестивале принимают участие благотворительные фонды Санкт-Петербурга (в том числе «Антон тут рядом», «Теплый дом», «Алеша» и другие).

В Михайловском саду появились детские игровые площадки и композиции, созданные по детским рисункам (Кощей, играющий на гитаре для Бабы-яги, таксокот, придуманный 4-летним ребенком, зубастик, кот на цепи и Русалка на дубе), выставка плакатов «Цветы детства» и другие объекты, прямо или символически относящиеся к теме детей. «Читайте объяснения», — призывает Артем Паршин, председатель жюри нынешнего фестиваля, ландшафтный архитектор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Читать действительно нужно: смысл некоторых композиций сложно понять не только детям, но и взрослым.

И если дети могут изобрести свои смыслы, то те, чье детство давно закончилось, мучительно не понимают: при чем же здесь цветы?

Цветов не хватало. Вне конкурса демонстрировалась одна из лучших композиций — «Дорманрон» Французского института в Санкт-Петербурге, пушистая зеленая неведомая зверушка (а на самом деле — морская черепаха), придуманная французским писателем и иллюстратором Клодом Понти и выполненная в технике топиарного искусства.

Второе место в номинации «Цветочные композиции» получила композиция «Цветок счастья», созданная командой усадьбы Марьино. Отличной идеей филиала Русского музея в Малаге было создать Сад пяти чувств с растениями, стимулирующими сенсорное восприятие (теми, которые можно и увидеть, и пощупать, и понюхать, и даже попробовать на вкус).

Однако садовые скульптуры, даже очень милые, не могут удовлетворить тягу городского жителя к живому и прекрасному. Приходить сюда в надежде почерпнуть идеи для собственного приусадебного участка бессмысленно (впрочем, стоит обратить внимание на постоянные садовые композиции, созданные для Михайловского сада, — они хороши). В чем же дело? Неужели в детях?

«Выставочные сады в таком фестивальном режиме, когда сады собираются на короткое время — а собираются они как конструктор, растения приезжают в своих контейнерах, — это совершенно особый жанр садового искусства, — объясняет Артем Паршин. —

Это означает, что ты строишь сад как мизансцену во время театрального представления.

Тебе неважно, что за кулисами, тебе важно, что человек видит из зала. Поэтому главное — чтобы зритель не видел белых ниток, не видел швов; что под поверхностью — тебя не интересует».

По мнению председателя жюри, в этом смысле к композициям «Императорских садов» нужно относиться снисходительно, поскольку архитекторы сталкиваются с серьезным ограничением: в Михайловском саду (а это памятник садово-паркового искусства, памятник ландшафтной архитектуры) вы не можете воткнуть лопату в землю. Здесь нельзя копать. Поэтому все, что здесь происходит, происходит над поверхностью, над газоном.

«Это сказывается на облике того, что здесь строят. По законам жанра растения находятся в контейнерах, они не посажены. Авторы, которые не обращают внимания на эту особенность, ставят горшки с растениями прямо на землю, — рассказывает Паршин. — Вы видите грязные пластиковые горшки, что абсолютно недопустимо. Если это выставочный сад, это особый жанр, и нужно действовать в рамках этого жанра. Когда видны швы, когда понятно, как это сделано, это неправильно. Нужно просто понимать особенности площадки — фестивалю уже девять лет, и он никуда отсюда не уедет, эта площадка — уже любима. Значит, надо заранее подумать о том, как ты спрячешь то, что не должно быть видно, покажешь то, что должно быть видно на поверхности. Все грамотные работы здесь приподняты над поверхностью земли».

Одна из таких работ — пожалуй, действительно самая интересная, — уже получила Гран-при фестиваля. Это композиция «Живая вода, или Внутри не так, как снаружи», созданная ландшафтной группой АФА.

Внешне это неправильной формы зеленый холм с лиловыми цветниками. Внутри — округлый неглубокий водоем, где можно играть и плескаться, если позволяет погода, а главное — здесь есть смотровая вышка с телескопом и винт Архимеда, удивительная штука, которая при помощи колеса и винтового желоба позволяет выкачивать воду из водоема. Крутить ее приятно и взрослым, и детям: за такое просто непременно нужно давать Гран-при.

Новости и материалы
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
«Крабовому королю» Кану вынесли приговор за организацию убийства
Ученые нашли источник радиоактивного загрязнения тибетской «крыши мира»
Хуситы заявили о расширении операций против кораблей стран Запада
Киев рискует столкнуться с массовым обращением в суд против государства
Число поддельных банковских приложений выросло на четверть
Все новости