Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Тренды

Плакат Лазаря Лисицкого. 1920
Плакат Лазаря Лисицкого. 1920
Wikimedia Commons

Столетие революции отметят в Нью-Йорке

Что ждет рынок искусства в 2017 году

Анна Лозинская

Рынок искусства в 2016 году падал и поднимался, словно на американских горках: год был отмечен рекордными ценами, скандалами, связанными с отмыванием денег, падением продаж и соперничеством между крупнейшими аукционными домами. Что же ждет нас в будущем году?

Русские в авангарде

 Выставка Александра Родченко «Опыты для будущего» в Москве
Выставка Александра Родченко «Опыты для будущего» в Москве
Сергей Пятаков/РИА «Новости»

В следующем году наступит столетняя годовщина революции в России — эта важная для нас дата будет отмечена на Западе несколькими выставками, посвященными русскому авангарду. К направлению, родившемуся в 10-х годах прошлого века и практически сведенному на нет в СССР начала 30-х, в 2017-м будет повышенный интерес.

Имена Казимира Малевича, Александра Родченко и Василия Кандинского хорошо известны на Западе.

Теперь к ним добавятся и другие русские модернисты: в Музее современного искусства в Нью-Йорке уже проходит выставка «Революционный импульс: Восхождение русского авангарда», на которой представлены работы не только художников, но и архитекторов, фотографов, поэтов, кинематографистов, созданные в период с 1912 по 1935 год, среди них Казимир Малевич, Александра Экстер, Наталья Гончарова, Эль Лисицкий, Владимир Маяковский, Любовь Попова, Александр Родченко, Ольга Розанова, Владимир Штенберг, Дзига Вертов. В ноябре 2017-го выставка переедет в лондонскую галерею Tate Modern, где с эпохой русского авангарда смогут познакомиться и европейцы.

На самом деле русское вторжение уже началось в этом году: на неделе «русских торгов» 29 ноября аукционный дом Sotheby's выставил на продажу внушительное число работ русских авангардистов, среди которых были Николай Суетин, Казимир Малевич, Владимир Штенберг, Илья Чашник, Александр Родченко, Надежда Удальцова, Александра Экстер. Швейцарская Galerie Gmurzynska привезла на ярмарку Art Basel, проходившую в Майами в первых числах декабря, работы Александра Родченко, Ильи Чашника, Николая Суетина, Казимира Малевича, Владимира Козлинского, Густава Клуциса.

Разговоры о том, что «мы им не нужны», возможно, скоро сойдут на нет.

Дышавшее энергией перерождения жизни революционное русское искусство в начале 30-х было практически растоптано — в 2017-м давайте действительно отдадим должное ему, а не тому, что его погубило.

Азия все скупит

В будущем году торги крупнейших аукционных домов Sotheby's, Christie's и Phillips стартуют не как обычно, в начале февраля, а чуть позже, в марте, когда окончится празднование Китайского Нового года.

Галерея Дэвида Цвирнера, крупнейшего арт-дилера Америки, открывает ветвь в Гонконге.

Там же в прошлом месяце аукционный дом Phillips продал произведений современного искусства, интерьерных работ и часов на $50 млн, а Christie's провели аукцион по случаю 250-летия дома 23 ноября, который привлек 30 тыс. посетителей. «Сейчас мы перенаправляем материал на сильнейший на сегодняшний день рынок, — говорил в ноябре агентству Bloomberg Брет Горви, глава департамента послевоенного и современного искусства Christie's. — Устраивать кураторские торги (где продаются работы, отобранные одним экспертом. — «Газета.Ru») сегодня сложно — коллекционерам они уже не нужны».

Покупатели ушли в интернет

 Жан-Мишель Баския. Sugar Ray Robinson. 1982
Жан-Мишель Баския. Sugar Ray Robinson. 1982
Wikimedia Commons

Как и в других отраслях потребления, продажи онлайн на арт-рынке продолжают расти. В минувшем году те, кто предпочитает покупать в интернете, потратили на Sotheby's $155 млн, что на 20% больше, чем в 2015-м, при этом большую часть покупателей составили новички.

Онлайн-продажи Christie's, по данным Bloomberg, увеличились вдвое.

Например, работа Жан-Мишеля Баскии «Шугар Рэй Робинсон» и вовсе была продана через Instagram в ноябре за $24 млн.

Старое порадует молодых

 Рисунок Леонардо да Винчи
Рисунок Леонардо да Винчи
Wikimedia Commons

В начале 2016 года работы старых мастеров продавались из рук вон плохо — продажи картин европейских художников, творивших до 1800 года, снизились на 33%, согласно отчету Европейского фонда изящных искусств (TEFAF). Коллекционеры обращали внимание на актуальное и современное: «Они хотят ассоциироваться с новым, с тем, что происходит здесь и сейчас», — объяснял изданию Artsy Эдвард Долман, глава аукционного дома Phillips, который долгое время занимался старыми мастерами в Christie's, а перейдя в Phillips, сосредоточился на современном искусстве. Одной из проблем оказалось большое количество подделок, которое привело в этом году к созданию при Sotheby's специального департамента, осуществляющего экспертизу на научной основе.

Однако уже в июле картина Питера Пауля Рубенса «Лот и его дочери» ушла с торгов Christie's за $58 млн.

Июнь 2017-го покажет, повернулись ли коллекционеры лицом к старым голландцам и великим итальянцам: недавно обнаруженный рисунок Леонардо да Винчи, оцененный в $15,7 млн, будет выставлен на продажу французским аукционом Tajan.