Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

«Для Петербурга это потеря»: Казань стала гастрономической столицей

Прослушать новость
Остановить прослушивание

Почему Казань объявила себя гастрономической столицей России

Казань объявила себя «гастрономической столицей России». Такой товарный знак был зарегистрирован по инициативе местного комитета по туризму в Роспатенте и будет действовать до января 2030 года. Данная новость вызвала удивление среди жителей других городов России, которые могли бы претендовать на этот статус. Поможет ли запатентованное название привлечь туристов в Казань, разбиралась «Газета.Ru».

Столица Республики Татарстан провозгласила себя «гастрономической столицей России». Документы на регистрацию соответствующего бренда городской комитет по развитию туризма подал в январе 2020 года, а 20 января 2021 года товарный знак был выдан федеральной службой по интеллектуальной собственности. По задумке главы комитета по развитию туризма Татарстана Дарьи Санниковой, броское название привлечет в Казань больше туристов и поможет популяризировать татарскую национальную кухню за рубежом. Права на выданный патент будут действовать до января 2030 года.

В других городах России, которые тоже могут похвастаться гастрономическими традициями и обилием ресторанов, удивились такому маркетинговому ходу. В частности, на неофициальное звание гастрономической столицы претендовал Санкт-Петербург, в котором в последние несколько лет прибавилось ресторанов высокой кухни, привлекающих не только иностранцев, но и туристов из Москвы и других городов.

Однако, по словам Дарьи Санниковой, «идея назваться гастрономической столицей витала в воздухе». «Сегодня, когда туристическая отрасль во всем мире переживает не самые простые времена из-за пандемии, роль гастрономического туризма возрастает и становится важнейшим инструментом развития внутреннего туризма, — пояснила она в беседе с «Газетой.Ru». — Согласно опросам за 2019 год, более 80% россиян отметили, что кулинарные изыски помогают им погрузиться в чужую культуру не хуже, чем произведения искусства, а 42% респондентов выбирают направление для путешествия, исходя из особенностей местной кухни. Для 16% опрошенных это один из главных факторов при принятии решения о посещении того или иного региона».

Гастрономические туры в Казань проводились и раньше, отмечает Санникова. В столице республики больше 2 тыс. кафе и ресторанов, не только национальной татарской кухни, но и европейской, азиатской и других. В Казани находятся частные Музей чая и Музей чак-чака, посвященный татарской культуре чаепития и традиционной выпечки, а в 2018 году Казань была признана городом с самой вкусной кухней, по версии издания National Geographic. Сейчас администрация собирается разнообразить туры посещением фермерских хозяйств за пределами города: возить туристов на сыроварни и винодельни в Камском устье, на производство татарской колбасы казылык в Лаишевском районе.

«Гастрономическая культура нашей республики издавна была одним из ее символов, поэтому перспективы развития широки, — уверена Санникова. — Мы проводим летний фестиваль еды «Вкусная Казань» и зимний фестиваль-ярмарку «КышДакар-фест», которые в 2019 году собрали от 65 до 200 тыс. посетителей. Эти фестивали — самые крупные традиционные активности в плане гастротуризма. Национальные блюда присутствуют практически на любом празднике».

На оформление патента из городского бюджета, по словам Санниковой, было выделено 48510 рублей, но в администрации верят, что эти деньги быстро окупятся. «Преимущество товарного знака — в новых возможностях по продвижению Казани в качестве туристического центра. Новый бренд будет отражен в нашей сувенирной продукции и на выставочных стендах как в России, так и за ее пределами», — пояснила глава комитета по туризму.

Казань и раньше обладала большой туристической привлекательностью, считает Санникова. «Это не только город с тысячелетней историей и самобытными традициями, но и крупнейший туристический центр России, где мирно сосуществуют западноевропейская и восточная культуры. Это выражается в культуре приготовления и приема пищи в том числе», — добавила она.

В России много других городов с яркими гастрономическими традициями, в том числе столиц национальных республик, и было бы неправильно выделять какую-то одну, считает Екатерина Шаповалова, автор-методист проекта «Гастрономическая карта России». «Роспатент регистрирует объекты интеллектуальной собственности. Ребята в регионах какие только наименования не регистрируют — назовем их «творческими». Да, это «маркетинговый инструмент», но при объективной оценке оперировать можно только опубликованными данными», — полагает эксперт.

По мнению Шаповаловой, значение при выборе гастрономической столицы имеют только качественные и количественные показатели, а именно, количество кафе и ресторанов с действующим меню российской региональной кухни. «Современной кухни народов России пока в сотни раз меньше в стране, чем суши-баров, пиццерий и всех кухонь мира. А для туризма внутреннего и въездного имеет ценность именно региональная кухня, — уверена эксперт. — Сколько в каждом регионе отелей с региональными концепциями завтраков и какой процент локальных продуктов там? Сколько ресторанов с действующими, а не специальными, временными меню региональной кухни? Какая кухня представлена в системе питания протокольных и деловых мероприятий в регионе? Есть ли блюда региональной кухни в формате «быстрого питания» в придорожных сервисах и на заправках? Все эти критерии характеризуют любой регион как потенциально туристический».

Автор-методист системы добровольной сертификации в сфере гастротуризма полагает, что после объявления себя гастрономической столицей России в Казани будут уделять особое внимание развитию региональной кухни.

В Татарстане стараются проводить именно такую политику, поясняет Дарья Санникова. «На своих интернет-ресурсах мы публикуем гастрономические рейтинги, на которые обращают внимание работники средств общественного питания при формировании меню. По нашей рекомендации они внедряют блюда национальной кухни, которые пользуются повышенным спросом, — говорит она.

— Научиться готовить национальные блюда можно на специальных мастер-классах и семинарах. Каждый найдет что-то по душе, будь то любитель татарской национальной, восточной кухни в целом или ее азиатского ответвления, а может, знаток классической европейской кухни».

Одним из новых национальных символов татарской столицы наряду с чак-чаком и эчпочмаком планируют сделать торт «Казань», который поступил в продажу летом 2019 года. Рецепт был разработан Гильдией поваров Татарстана: в нем есть прослойки из чак-чака, корта (сушеного творога), орехов, чернослива и миндального крема.

Однако акцент на национальную кухню не так важен, как развитие туристической инфраструктуры и разнообразной гастрономии в городе в целом, полагает Алена Мельникова, организатор гастрономического фестиваля в Санкт-Петербурге. «Это звучит странно — что значит гастрономическая столица России? Петербург еще пару лет назад назвали гастрономической столицей на Петербургском экономическом форуме, — вспоминает Мельникова. — Мне это все забавно слышать, потому что мы с коллегами довольно долго трудились над созданием имиджа Петербурга как гастрономической столицы и прессу из-за рубежа возили». По словам эксперта, гастрономия в Петербурге уже вышла на мировой уровень, что отмечают журналисты с международным опытом, которые приезжают в город и удивляются сочетанию цены и качества.

При этом Петербург и так «избалован туристами» в силу сосредоточения большого количества достопримечательностей и хорошей инфраструктуры, отмечает Мельникова, что дает право администрации чуть меньше внимания уделять маркетингу. «Для Петербурга это глобальная потеря — мы совершенно четко писали всегда, что Петербург — гастрономическая столица России, за ним всегда оставалось первенство, это звучало в международных публикациях, — добавляет эксперт. — Почему наши чиновники не подсуетились и первыми не зарегистрировали это название, я не понимаю».

По мнению Мельниковой, статус гастрономической столицы будет работать на бренд города, но сильно изменить поток туристов без систематической работы с инфраструктурой, гастрономическим разнообразием и другими аспектами гостеприимства не сможет. Ведь туристы приезжают в первую очередь ради достопримечательностей, и только потом, чтобы отведать блюда местной кухни, уверена эксперт.