В Китае развернута масштабная кампания по борьбе с фанатской культурой: власти пытаются отрегулировать и даже умерить любовь молодежи к поп-артистам, звездам кино и другим знаменитостям, которые могут стать их кумирами.
Как сообщает The Guardian, последним на сегодняшний день шагом стал запрет на публикацию в интернете рейтингов звезд, основывающихся на их популярности. Государственные СМИ уведомили, что все подобные списки будут из сети удалены, а останутся только хит-парады, ранжирующие песни, фильм и телепередачи по их качеству – но не количеству лайков, которые они собирают.
Это стало развитием полномасштабной кампании по борьбе с фан-клубами, запущенной в июне этого года: целью ее власти назвали защиту душевного здоровья детей.
Тогда был создан целый список шагов, которые должно сделать правительство, чтобы «исправить хаос в фанатском сообществе». В числе прочего, предполагалось урегулировать деятельность менеджеров звезд и фан-клубов, а также интернет-платформ, где «фанаты травят друг друга». Кроме того, запрещено допускать детей до участия в кампаниях по сбору средств.
Правительственная комиссия, созданная, чтобы урегулировать фанатское пространство, заявляла, что дети принимают участие в сборах средств и голосовании на платформах конкурсов, в которых соревнуются между собой артисты. На таких сайтах распространены оскорбления, онлайн-буллинг и раскрытие личных данных. Говорилось также, что там людей провоцируют демонстрировать собственное богатство и оригинальность вкусов, при этом на общественное мнение влияют боты и тролли, и голоса таким образом искусственно накручиваются в пользу тех или иных кумиров.
«В течение некоторого времени группы пользователей на фанатских сайтах обрушивали лавины оскорблений, подделывали рейтинги своих кумиров в чартах, распространяли сплетни и разрушали интернет-среду, неблагоприятно влияя на физическое и ментальное здоровье малолетних», — говорилось в заявлении комиссии.
В мае 2021 года, например, фанаты одного из участников телевизионного конкурса талантов скупили молочные продукты на миллионы юаней, чтобы отсканировать напечатанный на упаковках QR-код, позволяющий проголосовать за любимого участника. Телепрограмма спонсировалась производителем молочных продуктов – и чтобы их скупить, фанаты артиста объявили сбор средств. При этом саму продукцию они выбрасывали – и все это на фоне борьбы китайских властей с переизбытком пищевых отходов.
Давление власти оказывают и на отдельных артистов и поп-звезд. Так, в пятницу, 27 августа, актриса Чжэн Шуан была оштрафована на 300 млн юаней (что равняется примерно $46 млн) за уход от налогов. Кроме того, теперь ее запрещено приглашать на съемки в развлекательных передачах.
Санкции были наложены и на актрису Чжао Вей, амбассадора бренда Fendi – сейчас ее имя вычищено из всех крупнейших развлекательных платформ. Причины этих санкций не разглашаются, а в китайской соцсети Weibo набирают популярность запросы вроде «Что случилось с Чжао Вей».
На прошлой неделе пострадал также актер и певец Чжан Чжэхань – ему также запретили появляться на телевидении, а имя его удалили со всех сайтов. Причиной тому послужил тот факт, что во время визита в Японию артист посетил святилище Ясукуни – синтоистский храм в Токио, где поклоняются душам воинов, погибших за Японию и императора.
В китайской Ассоциации исполнительского искусства Чжану Чжэханю объявили бойкот, и несколько крупных брендов — Coca-Cola, Maybelline, Clinique – разорвали рекламные контракты с ним.