Дорогой узор. Белорусская художница потребовала гонорар после песни Ротару

На концерте в День независимости Украины художница из Белоруссии обнаружила плагиат

Слушать
Остановить
Белорусская мастерица ажурной резьбы из бумаги после празднования Дня независимости Украины обнаружила плагиат — ее работы без разрешения использовали для оформления выступления Софии Ротару. Пострадали и украинские художники, работающие в этом жанре народного творчества. Организаторы вовремя отреагировали на жалобу автора. Тем временем, она не может добиться решения аналогичной проблемы с дизайнером с Украины.

Белорусская художница, мастер народного творчества Елизавета Червонцева, столкнулась с заимствованием своей работы на Украине. На праздновании Дня независимости Украины 24 августа в Киеве знаменитая певица София Ротару выступила с песней «Одна калина» на фоне видеоинсталляции, на которой были показаны узоры в технике вытинанки – резных орнаментов из бумаги, — созданные белорусской художницей из города Молодечно.

Как сообщило издание «Sputnik Беларусь», сама Елизавета Червонцева об этом не знала – ей рассказала об этом подруга из Киева, смотревшая телетрансляцию мероприятия.

После концерта о произошедшем Елизавета Червонцева сделала объявление в своем Facebook.

«Уважаемые друзья украинцы, поздравляю вас с праздником независимости! – написала она. – Так случилось, что выступление Софии Ротару украсили мои вытинанки. Надо уже проситься в ваш Союз мастеров, чтобы получить статус украинской мастерицы».

В комментариях художница сообщила, что в видеоинсталляции заметила не только свои работы, а вытинанки с петухами и птицами других мастеров, по ее предположению, украинских. Действительно, на пост откликнулась мастерица народного творчества Елена Половна из Днепра, опознавшая свою вытинанку. Художницы сошлись во мнении, что по поводу нарушения прав нужно обращаться к адвокату.

История обошлась без скандала. Пока Елизавета Червонцева консультировалась с юристами, собираясь потребовать признания своих авторских прав и компенсации за использование узора, с ней связалось руководство компании, создававшей видеоинсталляцию и предложило выплатить гонорар.

«Мне предложили сумму, я с ней согласилась, мне принесли извинения, что так получилось. Это один из редких случаев, когда вопросы авторского права после использования моих картин-вытинанок решаются очень быстро и положительно, без обращений в суд»,

— рассказала «Sputnik Беларусь» Елизавета Червонцева.

О том, что проблема была решена, рассказала и Елена Половна – в своем Facebook она написала, что гонорары за использование узора выплатили всем художникам, чьи работы были выбраны для видеоинсталляции.

Другая история с заимствованием вытинанок Елизаветы Червонцевой тянется еще с мая 2021 года, когда на конкурсе «Мисс Вселенная» украинская участница Елизавета Ястремская вышла в национальном костюме, украшенном резным узором белорусской художницы. О том, что ее работу использовали, мастерица узнала, только когда дизайнеры платья представили его публике перед конкурсом.

Как рассказала Елизавета Червонцева Sputnik, мотив позаимствован с ее картины «Молитва», созданной в 2016 году — на ней изображена Матерь Божья, оберегающая Белоруссию. Художница сообщила, что связалась с дизайнером Натальей Шевчук, и та объяснила, что узор был найден в интернете, но автора найти не смогла.

По словам Червонцевой, тогда она попросила признания авторских прав и компенсации за использование узора (в размере примерно $100), но автор наряда перестала выходить на связь.

Сейчас юрист белорусской художницы пытается решить дело, сообщает Sputnik – но пока безуспешно. «Сложность в том, что на Украине нет практики признавать авторское право, процесс усложняется тем, что мастерица живет в другой стране, много времени уходит на пересылку документов между двумя странами», — объясняет издание.

В технике вытинанки – узорчатой резьбы из бумаги – работают сейчас художники из Белоруссии, Украины, Польши.

Искусство это возрождается особенно активно в последнее время, а вообще расцвет вытинанки приходился на конец XIX — начало XX века, резными картинами украшались крестьянские интерьеры. Ажурно вырезались салфетки, занавески, узоры крепились на дверные косяки, деревянные полки и рамки для фотографий.

После революции техника была утрачена и начала возрождаться в 70-е годы. Термин «вытинанка» появился в конце 80-х.

Широко интересоваться техникой вытинанки в Белоруссии начали лишь недавно – однако и сейчас далеко не всем жителям страны знакомо это слово.

Поделиться: