На Марсе нашлись области, из которых выделяется метан

Ученые обнаружили на Марсе области с повешенным содержанием метана, что указывает на подземные источники этого газа. Открытие может повлиять на выбор места посадки следующего марсохода, предназначенного для поиска жизни на Красной планете.

Впервые астрономы обнаружили метан на Марсе четыре года назад, выяснив, что его концентрация в атмосфере составляет десять молекул на миллиард. Эта работа привлекла внимание, поскольку метан достаточно быстро разрушается в атмосфере, его наличие влечёт за собой наличие источников такого газа – например, микробов.

Новое исследование, проведенное с помощью телескопов на Гавайях и в Чили, показало, что на Марсе существуют области, где концентрация метана в атмосфере достигает 60 молекул на миллиард, то есть содержание метана различно в разных областях планеты. По словам ученых, это может указывать на наличие подземных источников метана как раз в этих областях.

«Мы словно получили сообщение: «Эй, я здесь! Иди сюда!»» - считает один из авторов исследования Майкл Мамма из NASA, слова которого приводит Nature. Согласно сообщению, соответствующая научная статья сейчас находится на рецензировании в Science; это довольно необычный случай, поскольку и у того, и у другого журнала достаточно жёсткая политика, запрещающая публичное обсуждение результатов, которые ждут своей публикации.

Метан на Земле имеет в основном биологическое происхождение. О его происхождении на Марсе предложены несколько гипотез. Он может выделяться микроорганизмами, живущими глубоко под поверхностью планеты, он может возникать в результате химических реакций в породах в присутствии воды, а также могут существовать подземные запасы метанового льда, сформировавшиеся ранее одним из двух предыдущих способов.

Так как метан указывает на возможное присутствие жизни, это может повлиять на выбор места посадки нового марсохода MSL (Mars Science Laboratory), который НАСА планирует запустить в сентябре 2009 года. Марсоход оснащен лабораторией для поиска жизни, в том числе, он может определить, какое происхождение, биологическое или химическое, имеет метан. Одно из мест, где обнаружено повешенное содержание метана - разлом Nili Fossae. Эта область находилась в середине списка из семи кандидатов для посадки марсохода MSL.

Гражданку Узбекистана, прыгнувшую с ребенком в Неву, отправили на принудительное лечение