Астрономы получили первые прямые снимки далёкой планетной системы и внесолнечной планеты с кольцами

Астрономы впервые получили прямые изображения целой системы из трёх планет и планеты, обращающейся вокруг яркой звезды. Обе звезды являются яркими голубыми звёздами спектрального класса A и расположены недалеко от Земли, так что их можно увидеть невооружённым глазом. В обоих случаях удалось уверенно зафиксировать орбитальное движение планет вокруг их звёзд.

Команда астрономов из Канады, США и Великобритании под руководством Кристиана Маруа из канадского Института астрофизики имени Герцберга нашла планетную систему вокруг звезды HR8799 с помощью наземных телескопов обсерваторий Gemini и имени Кека, оборудованных мощной системой адаптивной оптики. Звезда расположена примерно в 130 световых годах от Земли в направлении созвездия Пегаса и имеет шестую звёздную величину – на пределе зрения её можно заметить и невооружённым глазом, и легко увидеть в любой бинокль.

Группа астрономов под руководством Пола Каласа из Университета Калифорнии в Беркли (в команду входил и Маруа), воспользовавшись космическим телескопом имени Хаббла, обнаружила планету, обращающуюся на границе пылевого диска вокруг звезды Фомальгаут, находящейся всего в 25 световых годах от Земли. Это одна из самых ярких звёзд неба, другое название которой α Южной рыбы (α Piscis Australis). Обе работы – и команды Маруа и команды Каласа приняты к публикации в Science.

Планеты, обращающиеся вокруг HR8799 – гиганты, масса которых оценивается в 5-10 масс Юпитера, крупнейшей планеты Солнечной системы, они расположены на расстояниях примерно в 25, 40 и 65 астрономических единиц (расстояний от Земли до Солнца). Они ещё очень молоды, и астрономы зафиксировали оптическое и ближнее инфракрасное излучение самих планет, а не отражённое ими излучение звезды. На основании данных о возрасте звезды и моделей строения атмосфер планет, учёные и сделали оценки их массы.

Масса планеты, обращающейся вокруг Фомальгаута, оценивается не более чем в три массы Юпитера. Она находится на расстоянии примерно 115 астрономических единиц от Фомальгаута на границе пылевого диска, образовавшегося, вероятно, при столкновении «строительных блоков» планетных систем, и будь она массивнее трёх юпитерианских масс, разрушила бы его. Судя по всему, вокруг этой планеты есть собственный пылевой диск или мощная система колец, подобных кольцам Сатурна, и именно отражённый ими свет и увидели астрономы.

В сентябре канадец Давид Лафреньер также сообщил, что ему и его коллегам удалось зафиксировать вероятное наличие спутника у молодой звезды 1RXS J160929.1-210524 в созвездии Скорпиона. Этот объект, тоже обнаруженный по своему собственному излучению, также может оказаться внесолнечной планетой, если будет доказано, что он обращается вокруг звезды, а не оказался рядом с ней случайно; вероятность такого совпадения пока оценивается примерно как 1 к 3000.

На Украине после взрыва возникли перебои со светом