На борту «Фобос-Грунта» полетят комары, грибы и бактерии

Первыми представителями земной флоры и фауны, которые посетят спутник Марса Фобос на борту российской межпланетной станции «Фобос-Грунт», станут микроскопические ракообразные, бактерии, грибы, и даже личинка комара, сообщила РИА «Новости» доктор наук Наталья Новикова из Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП).

ИМБП и ряд других российских институтов проводят эксперимент «Био-Фобос», в его рамках к спутнику Марса будут отправлены живые организмы, которые весь путь проведут в условиях открытого космоса, что, в частности, позволит проверить гипотезу панспермии — переноса жизни через космическое пространство.

«На борту аппарата будет более 60 биологических объектов. Это цианобактерии (сине-зеленые водоросли), и грибы, и бактерии. Животные полетят — различные ракообразные, в частности, артемии, дафнии, другие рачки. Есть и насекомые — личинка комара полетит, растения — редис, ячмень», — сказала Новикова.

Как сообщала «Газета.Ru», первоначально старт «Фобос-Грунта» планировался на осень 2009 года, однако из-за необходимости дополнительных проверок и испытаний запуск был перенесен на ноябрь 2011 года. По словам Новиковой, к моменту запланированного запуска в минувшем октябре были уже оформлены все документы, более того, биологические объекты находились в аппарате. Теперь контейнер с ними будет извлечен, однако задержка позволит ученым усложнить эксперимент.

Новикова рассказала, что ученые планируют параллельно с полетом живых организмов к Фобосу провести эксперимент с тем же набором живых существ на околоземной орбите — на борту МКС, используя опыт и аппаратуру эксперимента «Биориск». Таким образом, у ученых будет контрольная группа, что позволит сопоставить влияние условий межпланетного пространства и околоземного. «Те же биологические объекты, которые полетят на Фобос, они же будут находиться еще в открытом космосе на внешней стороне МКС. Это будет орбитальный контроль к межпланетному полету», — сказала собеседница агентства.

Она отметила, что сейчас завершается вторая стадия эксперимента «Биориск» — 14 января космонавты во время выхода в открытый космос вернут на борт станции контейнеры с биологическими объектами, которые находились в космосе около 30 месяцев. «Биориск состоит из трех контейнеров, в нем одни те же биологические объекты. Сейчас мы снимаем третий контейнер. У нас идет вторая серия эксперимента, в первой серии мы снимали по контейнеру через 7, 13 и 18 месяцев. Сейчас у нас второй этап идет, когда мы снимали контейнеры через 13 и 18 месяцев, и теперь — чуть меньше 30. Его сейчас внесут внутрь станции», — сказала Новикова.

Полет к Фобосу станет рекордным по длительности нахождением живых организмов в условиях открытого космоса — он будет длиться 33-34 месяца, сказала Новикова. По ее словам, условия в межпланетном пространстве жестче чем в околоземном, которое защищено от многих видов космических лучей магнитным полем планеты. Но микроорганизмы могут это выдерживать — ведь их находят даже в водных контурах атомных реакторов.

«Мы во второй серии эксперимента «Биориск», который заканчивается, уже проверили, что выживает, а что не выживает. Например, семена томата не выжили, а семена редиса, ячменя, риса — выжили. А икра рыб не выжила. Другие живые организмы, например артемии, они мало того, что выжили, они сохранили способность к размножению», — сказала Новикова.

Она подчеркнула, что «путешественники», вернувшиеся с Фобоса, будут исследоваться в условиях жесткого карантина, предусмотренного международными нормами Комитета по космическим исследованиям (COSPAR) для всех объектов, побывавших на других планетах.

Россия в ООН призвала к расследованию по факту обнаружения массовых захоронений в Газе