В Арктике найден корабль, потерянный 150 лет назад

Канадские археологи обнаружили в Арктике британский корабль Investigator, который застрял во льдах более чем 150 лет назад в ходе спасательной экспедиции, посланной на поиски британского полярного исследователя Джона Франклина и его команды, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на канадское агентство по защите культурного и природного наследия Parks Canada.

«Археологи обнаружили множество беспрецедентных находок в Арктике: они успешно определили местоположение «Исследователя» и место, где были похоронены три члена его экипажа», - говорится в сообщении.

Потерянная экспедиция под руководством британского морского офицера Джона Франклина на кораблях «Эребус» и «Террор» должна была отыскать путь через Арктику из Атлантического в Тихий океан, так называемый северо-западный проход. Франклин и его экипаж - 128 моряков - отплыли из Британии в мае 1845 года. Последние новости о них были получены в августе того же года, дальнейшая судьба экспедиции неизвестна.

Спустя три года, в 1848 году, начались попытки отыскать пропавших полярников. В частности, в 1850-м году на их поиски был отправлен корабль «Исследователь» под командованием Роберта МакКлура.

Корабль отправился из Британии, прошел через Берингов пролив и начал двигаться через канадские арктические проливы, где должен был встретиться с двигавшимся с востока кораблем «Энтерпрайз». Однако в районе бухты Мерси «Исследователь» был затерт льдами и 3 июня 1853 года был оставлен командой, которую затем подобрал другой корабль.

Точное место, где затонуло судно, до сих пор не было известно. Только теперь, спустя 150 лет назад, археологам удалось обнаружить его.

В ходе экспедиции, начавшейся 22 июля, ученые сканировали дно бухты Мерси с помощью сонара - звукового радара, и вскоре обнаружили характерное изображение корпуса корабля.

Судно стоит под водой на ровном киле на глубине 11 метров, его верхняя палуба находится в восьми метрах под водой. «Оно в удивительно хорошем состоянии», - говорит руководитель службы подводной археологии Parks Canada Марк-Андре Бернье, слова которого приводит телекомпания Си-би-си.
«Очень холодная вода помогла все это сохранить», - добавляет археолог.

Ученые не планируют поднимать корабль на поверхность. Они намерены исследовать его с помощью подводных роботов.
Археологи также обнаружили три могилы участников экспедиции, которые умерли от цинги в апреле 1853 года, а также обломки лодки и остатки склада с припасами.
«Настоящая работа для археологов только начинается», - говорит Бернье.

Раскрыт секрет сохранения «клеточной молодости» глаз