Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

О России с любовью

У Хиллари Клинтон появился второй заместитель — специалист по России

Разоружать Россию будет бывший директор Московского центра Карнеги Роуз Гетемюллер. Именно она должна будет планировать объявленный Вашингтоном курс на кардинальное сокращение ядерных арсеналов США и России. Гетемюллер знает все наши слабости, говорят эксперты в Москве.

Экс-директор Московского центра Карнеги Роуз Гетемюллер может стать главным специалистом по России в администрации Барака Обамы. Во вторник было объявлено о внесении ее кандидатуры на пост помощника госсекретаря по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями.

«Перелом в вопросе об угрозе ядерного оружия и усиление международного режима нераспространения является одним из величайших и неотложных вызовов нашего времени, — говорится в заявлении Обамы, распространенном его пресс-службой. — Необычайная приверженность делу Роуз Гетемюллер и ее навыки эксперта делают ее ценным кадром для государственного департамента и моей команды по национальной безопасности, которые занимаются обновлением американской дипломатии с целью создать более безопасный мир».

Гетемюллер в первую очередь ценна Обаме как специалист по нераспространению и ограничению ядерных вооружений, чем русист в широком смысле, говорят эксперты.

На российско-американские отношения в Вашингтоне до последнего времени предпочитали смотреть как на «часть международных проблем нераспространения, энергобезопасности, борьбы с терроризмом», поясняет «Газете.Ru» директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин. «Двусторонних отношений фактически не было», — добавляет он.

Вашингтон беспокоит больше прочих вопрос о будущем ядерного разоружения: 5 декабря этого года истекает основополагающий Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений от 1991 года (СНВ-1).

Если действие СНВ-1 не будет продлено или на смену ему не придет другое соглашение, вся архитектура двусторонней безопасности, определяющаяся, к примеру, московским Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 2002 года (СНП), может пойти на слом.

Гетемюллер, замминистра энергетики по вопросам ядерного нераспространения в администрации Билла Клинтона, свободно владеющая русским языком, должна заняться именно этой проблемой. Ей помогут другие специалисты по России, в часности бывший посол США в Москве Александр Вершбоу, предложенный к должности замминистра обороны по вопросам международной безопасности. Единственный в «российской команде», кто не брошен на разоруженческую проблематику, — специалист по российско-американским отношениям профессор Стэнфордского университета Майкл Макфолл, включенный в состав Совета национальной безопасности.

На необходимости сначала разобраться с режимом нераспространения сходятся многие американские политики и эксперты. Среди них патриарх американской дипломатии сенатор-республиканец Ричард Лугар, который на прошлой неделе порекомендовал Обаме назначить спецпредставителя на переговорах с Россией по всему комплексу вопросов о разоружении.

Хотя нового поста президент вводить не стал, назначение Гетемюллер равносильно созданию такового. Как отмечал в начале марта генерал-майор Владимир Дворкин из ИМЭМО РАН, назначение Гетемюллер может лишь осложнить переговоры, поскольку никто, как она, «не знает слабость российской ядерной политики».

Москва и Вашингтон предлагают разные подходы к разоружению. Администрация Обамы как на официальном уровне, так и через неправительственные группы, тесно сотрудничающие с ней, предлагает радикальное — на 80% — сокращение обеими странами запасов стратегических наступательных вооружений. Однако, какие конкретно цели требуется преследовать при разработке «наследника» СНВ-1, как отмечала в The Washington Times эксперт Ассоциации по контролю за вооружениями Дэрил Кимбелл, администрация Обама так и не разъяснила.

Согласия Россия не дает, в свою очередь, выдвигая идею ввести запрет на развертывание ядерных вооружений за рубежом. С этой идеей выступил вице-премьер Сергей Иванов на февральской Международной конференции по безопасности в Мюнхене. В Москве к тому же хотели бы сохранить обязывающий характер договора, в частности, он должен определять не только число боеголовок, но и стратегических средств их доставки, межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и так далее. Должно сохраниться, по мнению российской стороны, и положение о взаимных инспекциях ядерных арсеналов, подлежащих сокращению.

Глава российского МИДа Сергей Лавров после встречи с Хиллари Клинтон в Женеве в начале месяца дал понять, что Москва не против быстрой разработки нового документа. В МИДе тогда утверждали, что «при наличии политической воли такой документ вполне можно подготовить до истечения срока действия нынешнего договора об СНВ».

Новости и материалы
ЕС хочет заключить соглашение о гарантиях безопасности с Украиной
В МИД Швейцарии оценили влияние поддержки Украины на нейтралитет страны
Экс-аналитик ЦРУ рассказал, кто мог заказать покушение на Зеленского
Семерых утят спасли из ливневой канализации в Парке Горького в Москве
Очевидец рассказал о спасении людей из автобуса, упавшего в реку в Петербурге
Игровой автомат придавил двухлетнего ребенка в московском ТЦ
Экономист рассказал, как Россия и Китай создают «альтернативный мир»
Собянин обратился к Мишустину после его назначения премьер-министром РФ
Россиян предупредили, что мошенники стали чаще использовать схемы с социальной инженерией
В США рассказали о необходимости «трудных решений» ради мира с Россией
В Кувейте распустили парламент и приостановили ряд положений конституции
Шойгу поздравил воинскую часть и соединение ВС РФ, отличившиеся на СВО
Комментатор предсказал победителя в серии «Ванкувера» с «Эдмонтоном»
Стала известна погода в Москве 11 мая
Стало известно, в какой сфере видят свое будущее российские школьники
Эксперт рассказала, почему вам отказывают работодатели
Российские десантники штурмом взяли крупный опорный пункт ВСУ
Российские морпехи готовятся к форсированию Днепра
Все новости