Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Россия на пятом месте»

Чего ждать от первой встречи Медведева и Обамы

«Перезагрузка» российско-американских отношений должна стать реальностью после личной встречи президентов Медведева и Обамы в Лондоне. Почему Москва может оказаться не готовой к сближению, рассуждает Мария Липман, эксперт Московского центра Карнеги и колумнист The Washington Post.

— Сегодня в Лондоне впервые встретятся президент России Дмитрий Медведев и его американский коллега Барак Обама. Все ждут от них ясных предложений по «перезагрузке» двусторонних отношений, о которых много говорят. Каковы будут точки соприкосновения, и в каких вопросах найти согласия не удастся?

— Я думаю, что согласие в первую очередь мы будем наблюдать в области контроля над вооружениями. По истекающему 5 декабря этого года Договору о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1) обе стороны считают нужным начинать серьезные переговоры, к которым в администрации Джорджа Буша не было интереса. Это вполне можно будет объявить серьезным успехом встречи - хотя принципиальное согласие, что переговоры надо вести, было достигнуто и до нее. Что касается противоречий, то они есть и в этой области - в частности, среди конкретных предложений России есть те, которые для США, по всей видимости, неприемлемы - но они проявятся тогда, когда начнутся реальные переговоры о сокращении.

Важным результатом может стать приглашение Обамы в Москву. Встреча в Лондоне все-таки не полномасштабные двусторонние переговоры, а встреча «на полях» саммита «большой двадцатки». Объявление о том, что приглашение сделано и принято на официальном уровне, что президенты приняли совместное решение продолжать переговоры - тоже своего рода конкретный результат.

По другим направлениям сотрудничества существует больше проблем, чем готовности их решать. Есть острая заинтересованность со стороны Москвы в том, чтобы подвести черту под предыдущим периодом в двусторонних отношениях - чтобы США не размещали элементы своей системы ПРО в Центральной, или Восточной (кто как называет) Европе, чтобы не принимали в НАТО Украину и Грузию. Это можно прочитать, в частности, в статье Медведева, опубликованной в The Washington Post. Но при этом невозможно представить, чтобы возникли какие-то твердые, писаные обязательства учета сфер влияния – как бы того ни хотелось в Москве – все-таки на дворе XXI век.

Что касается сотрудничества по Афганистану, то тут есть больше оснований верить в то, что интересы Москвы и Вашингтона если и не совпадают, то достаточно близки.

— Выведение под давлением России американской базы из Киргизии не кажется вам идущим вразрез этой общности интересов?

— Несомненно, отказ Киргизии держать у себя американскую базу противоречит заверениям Москвы, что она так же как и Вашингтон озабочена положением дел в Афганистане. Но на сегодняшний день американская сторона, в общем, предпочла не сосредоточиваться на этих усилиях Москвы.

В отличие от практики последних лет администрации Джорджа Буша, когда ни одна сторона не пропускала ни одного удара, в США предпочли не заметить, что Россия выказывала явную заинтересованность в том, чтобы американцы из Киргизии ушли.

Улучшением можно было бы считать переход к серьезной дипломатии в наших отношениях. Дипломатия – это, прежде всего, определение приоритетов двусторонних связей и второстепенных вопросов, где возможны уступки, торговля, компромиссы. Если России удастся сформулировать это «главное», причем позитивное, а не пресловутые «красные линии», то можно будет считать, что сделан огромный шаг вперед.

— Некоторые эксперты говорят о том, что при администрации Обамы Россия перестанет, если уже не перестала, восприниматься как полноценное направление внешней политики, и теперь двусторонние отношения «упакованы внутрь» блоков международных вопросов: иранского, северокорейского, разоруженческого. Личная встреча президентов может вывести вновь отношения между Москвой и Вашингтоном на уровень паритета?

— Это как раз то, чего бы очень хотело российское руководство — об этом говорится и в статье Медведева, — но все-таки, глядя правде в лицо, реальный паритет наблюдался только, когда шла холодная война.

Если не считать ядерные арсеналы, то во всех отношениях Россия и США – страны, не сопоставимые друг с другом. И в военном, и в технологическом, и в экономическом отношении в превосходстве США сомневаться не приходится. Даже наличие у России огромного ядерного арсенала не делает ее источником непосредственной угрозы для Соединенных Штатов, какой, например, является тот же Иран.

Этим определяется многое, в частности и то, что Россия не является на сегодняшний день приоритетным направлением сама по себе.

Тем не менее надо сказать, что самый приход к власти администрации Обамы ознаменовался довольно значительным вниманием к России. В Москву ездили американские «мудрецы» (среди прочих экс-госсекретари Генри Киссинджер, Джордж Шульц и Джеймс Бейкер. — «Газета.Ru»), много публиковалось в США на тему двусторонних отношений официальными и полуофициальными лицами, уже состоялся обмен письмами между президентами. То внимание, которое было уделено России, как будто, не соответствует тому, о чем я говорила: что Россия не является самостоятельным приоритетом для внешней политики США. По существу, после Ирака и Ирана, Ближнего Востока и Северной Кореи, которые никогда не исчезают с переднего края американской внешней политики, Россия появляется не раньше чем на пятом месте.

Не в последнюю очередь продемонстрированное США пристальное внимание к России связано с тем, что во всех остальных перечисленных вопросах, не говоря уже о внутриполитических экономических проблемах, администрация Обамы не может рассчитывать на достижение успеха - во всяком случае, в ближайшее время. Общаясь с Россией, Обаме можно продемонстрировать по крайней мере внешние признаки существенного улучшения внешней политики. Если при Джордже Буше-мл. отношения дошли до уровня чуть что не конфронтации, то сейчас тон безусловно изменился. Атмосфера, скажем, встречи госсекретаря Хиллари Клинтон с Сергеем Лавровым, как небо от земли отличается от того, как происходило при его общении с Кондолизой Райс. Это заметно и по освещению этой встречи российскими центральными телеканалами: в таком благожелательном тоне, с шутками, улыбками.

Станет ли это отливаться в содержательные формы? Вероятность этого не слишком высока, и если этого не случится, то интерес к России, скорее всего, ослабеет. Если взять иранский вопрос, то заинтересованность США в содействии России в большой степени зависит от того, кто останется президентом этой страны, Махмуд Ахмадинеджад, или на его место придет кто-то другой, удастся ли сближение Вашингтона с Тегераном.

— Прослеживается ли искренний российский интерес в налаживании двусторонних отношений в таком случае? Если Обама сможет предъявить улучшение отношений с Москвой у себя дома, то что получает Медведев?

— С инициативой «перезагрузки» выступила первоначально американская сторона, но целый ряд выступлений российских официальных лиц, и Лаврова и Путина с Медведевым, свидетельствовали об удовлетворенности Москвы рациональным и прагматичным тоном, доносящимся из Вашингтона. На сегодняшний день Москва демонстрирует, что готова соответствовать этому тону и этой атмосфере, но действительно ли она заинтересована в улучшении взаимоотношений с США, это большой вопрос. Пока, как я вижу, Россия не сформулировала для себя, зачем же ей это надо - кроме как, опять-таки, для закрепления своих «красных линий».

Это часть более общего размышления: довольна ли Россия своей внешней политикой и тем положением, в котором она оказалась на мировой арене? Без союзников, без определенности в том, применяет она «мягкую силу» или «жесткую». Сегодня совершенно очевидно, что Россия слишком велика, чтобы вступать в какое-то интеграционное объединение, но в то же время недостаточно привлекательна, чтобы стать центром притяжения для других стран. На все эти вопросы ответов, как я понимаю, в России нет.

Администрация США и президент Обама точно знают, что внешнюю политику их страны нужно серьезно менять, но там во главе страны новый человек, а у нас – те же самые.

В отличие от России СССР знал, чего добивается. Он существовал в пространстве, где было «два мира — две системы», Советский Союз в жестком противостянии делил с США «третий мир». А посткоммунистическая Россия не вполне определила, с кем она. У нее все еще большие проблемы с идентичностью.

Новости и материалы
В России планируют запустить жилищные вклады
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Зеленский назвал причину нежелания приглашать Россию на саммит мира
Вашингтон считают, что Москва запустила в космос противоспутниковый аппарат
Стало известно, какую должность Акинфеев может занять в ЦСКА
Бывший сотрудник СБУ рассказал о вербовке россиян для диверсий
Юрзинов рассказал, когда ЧМ по хоккею станет интересным
Все новости