Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«На гранатах будут отпечатки ваших сыновей»

Предполагаемым домодедовским террористам подбросили улики, а потом пытали, уверена мать подозреваемых

Оперативники, задерживавшие братьев Яндиевых, подозреваемых в причастности к теракту в Домодедово, подбросили в дом гранаты и пакет с неизвестным порошком, похитили деньги и драгоценности, а понятые были в форме, утверждает мать предполагаемых террористов. Нанятого родителями адвоката к братьям не допускают.

Мать Ислама и Илеза Яндиевых, подозреваемых в причастности к теракту в аэропорту Домодедово, обратилась к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину и президенту Ингушетии Юнус-Беку Евкурову с жалобами на действия представителей оперативной группы, производивших задержание ее сыновей. О задержании братьев Яндиевых было объявлено в понедельник, 28 марта. Следствие подозревает, что 24 января этого года они сопровождали 20-летнего смертника Магомеда Евлоева в аэропорт Домодедово, где тот впоследствии взорвал себя в зале международных прилетов. По сообщениям представителей спецслужб, в ходе обыска дома у Яндиевых были обнаружены гранаты и пояса шахидов, что указывает на подготовку нового теракта. Яндиевым планируется предъявить обвинение по пяти статьям УК РФ, в том числе в терроризме и бандитизме, сообщалось накануне. В среду Ленинский суд Владикавказа санкционировал их арест на два месяца.

Мовлатхан Мальсагова, мать братьев Яндиевых, рассказала «Газете.Ru», что спецоперация, завершившаяся задержанием ее сыновей, началась около 6 часов утра в понедельник, 28 марта. Оперативники прибыли в дом Яндиевых, их было не менее 50 человек, лица только четверых мужчин не были закрыты масками. В доме все еще спали, говорит Мальсагова. Оцепив всю улицу, оперативники приказали жильцам выйти из дома, старший из братьев, Илез, в футболке и тапочках вышел во двор, чтобы отпереть ворота, и сразу же был схвачен, говорит собеседница «Газеты.Ru». Ислам, также полуодетый, вышел во двор вторым и также сразу был задержан. Мать видела только, как сыновей заставили поднять футболки, после чего усадили в машину.

Остальным домочадцам – отцу, его матери, жене Ислама Яндиева с 5-месячным ребенком, 11-летней дочери Мальсаговой (инвалиду 2-й группы) — оперативники приказали выйти на улицу, сказав, что в доме будет проводиться обыск. Мальсаговой, по ее словам, было объявлено, что она будет «живым щитом» и будет присутствовать при обыске. Под прицелами правоохранителей она открывала двери автомобилей, находившихся во дворе дома (глава семьи занимается продажей машин и автозапчастей), поднимала сиденья и коврики, показывая, что под ними ничего нет. Затем все повторилось в доме, говорит собеседница «Газеты.Ru». Уследить за всеми оперативниками, набившимися в дом, женщина, по ее словам, не могла, на просьбу привести понятых ей сообщили, что у оперативников «есть свои». Люди, на которых было указано, отличались от представителей опергруппы только тем, что были без масок. В присутствии них и Мальсаговой оперативники обыскали весь дом, но ничего не нашли, утверждает Мальсагова.

Железки, названные оперативниками «гранатами-хаттабками», были обнаружены при повторном обыске в диване в гостиной сразу после того, как в дом с улицы вернулся «человек в кожаной куртке», который, по-видимому, был главным в группе, говорит Мальсагова.

«Я обратилась к понятым: «Ведь вы же видели, что здесь ничего не было, ведь при вас же проверяли диван». А они: «Это мы не доглядели», — рассказала Мальсагова. В ответ на упреки матери в том, что гранаты были принесены им с улицы, «человек в кожаной куртке» поклялся в том, что на гранатах «будут отпечатки ваших сыновей», говорит собеседница «Газеты.Ru».

Порошок, перемешанный с камнями, «человек в кожаной куртке» нашел в уже проверенном ранее автомобиле «Мерседес», только недавно пригнанном из Москвы, рассказала Мальсагова. Подозвав главу семьи, человек потребовал открыть машину, и пакет с порошком оказался на видном месте. По итогам обыска семья лишилась автомобиля, изъятого для проведения «следственных действий», премии младшего сына Мальсаговой в 7 тысяч рублей, а у свекрови Мальсаговой из кошелька исчезли золотые серьги, говорит собеседница «Газеты.Ru». Большинство членов семьи больше шести часов провели на улице. Оперативники не позволили даже взять из дома еду для младенца, говорит адвокат Яндиевых Аза Яндиева.

«На прощание человек в кожаной куртке сказал: «Благодарите Бога, что обыск прошел в дневное время. Иначе отсюда никто живым бы не вышел», — цитирует правоохранителя Мальсагова.

«Теперь сыновей показывают по ингушскому телевидению, они явно избиты, говорить нормально не могут. К ним либо применяют психотропные препараты, либо ток», — плачет собеседница «Газеты.Ru». «Это значит, что показания из них выбивали», — считает адвокат Яндиева.

Поначалу опергруппа искала братьев в доме Бековых, находящемся в другом переулке, узнали Яндиевы позже. В том доме оперативники все перевернули вверх дном, прежде чем поняли, что люди, которые им нужны, живут в другом месте. Это обстоятельство опровергает утверждения спецслужб о том, что братья Яндиевы до задержания уже больше месяца находились в федеральном розыске, считают и мать арестованных, и их адвокат.

«Если люди находятся в разработке, то хотя бы их адрес спецслужбы должны точно знать», — отметила Мальсагова.

Адвоката Азу Яндиеву, которой уже не раз приходилось защищать права обвиняемых в терроризме, Яндиевы наняли в день задержания братьев. Однако во Владикавказское ИВС в Северной Осетии, куда сразу перевезли подозреваемых, ее до сих пор не пускают, мотивируя запрет тем, что ИВС находится в ведении ФСБ. «У нас все ИВС находятся в ведении управления исполнения наказаний, — возмущается адвокат. – Тогда они говорят: пишите ходатайство». Эта тактика Яндиевой, по ее словам, знакома, ей уже не раз приходилось пробиваться к подзащитным по решению судов. В среду она подала жалобу в Ленинский суд Владикавказа с жалобой на неправомерные действия должностных лиц, препятствующих посещению ее подзащитных.

В Ленинском суде, санкционировавшем арест Яндиевых, у братьев были адвокаты по назначению: ни адвоката, ни родителей братьев о процессе не уведомили. В осетинской прокуратуре жалобу принимать не стали, пояснив, что дело ведут столичные следователи, на которых надо жаловаться в прокуратуру Северо-Кавказского федерального округа или Генпрокуратуру. Мальсагова, по ее словам, направила письма и телеграммы «куда только можно».

Новости и материалы
Стало известно, сколько россияне потратят на майские праздники
Глава МИД Китая сообщил о риске усугубления украинского кризиса
В МИД КНР обвинили США в продвижении политики сдерживания Китая
ВСУ перестали применять одно из наиболее разрекламированных вооружений
Выброшенная на берег моря в Приморье мина оказалась учебной
Экс-разведчик заявил, что посольства Украины участвуют в вербовке наемников
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
В ДНР заявили о переброске ракет ATACMS на территорию Украины
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
В Китае заявили о стабилизации отношений с США, но есть детали
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
Защита обжалует приговор «крабовому королю» Кану
Все новости