Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

МВД не успевает все прочесть

Борьбу с экстремизмом сведут на окружной уровень

МВД усилит работу над поиском экстремистских материалов в интернете, в том числе в сетевых СМИ. Глава ведомства Рашид Нургалиев объявил о планах по созданию нескольких новых центров, которые будут проводить экспертизу экстремистских материалов. Правозащитники опасаются, что МВД хочет создать систему тотальной цензуры.

МВД не успевает анализировать печатные, аудио- и видеоматериалы, которые считает экстремистскими. Сейчас у МВД есть центр Санкт-Петербургского государственного университета и ГУП «Центр информационно-аналитических технологий» (ЦИАТ) в Москве. Но министр внутренних дел Рашид Нургалиев объявил в пятницу на заседании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, что аналогичные подразделения по поиску экстремистских или ксенофобских высказываний должны быть созданы на всей территории страны.

«Прорабатывается вопрос о создании специализированных межрегиональных центров по проведению экспертиз на предмет содержания в электронных СМИ, печатной, аудио- и видеопродукции признаков экстремизма», — заявил глава МВД.

Необходимость расширения материальной базы антиэкстремистской борьбы Нургалиев объясняет пристальным вниманием, которое его ведомство уделяет экстремизму в интернете. За минувший год, рассказал министр, было «инициировано проведение 219 исследований и экспертиз». «Следственными органами возбуждено 67 уголовных дел, вынесено 130 предостережений, предупреждений и представлений. В 47 случаях заблокирован доступ и приостановлена деятельность конкретных интернет-ресурсов», — пояснил он. В федеральном списке экстремистских материалов еще в прошлом году значилось больше 1000 текстов.

По словам министра, координируют вопрос о создании центров аппараты уполномоченных представителей президента в федеральных округах. Таким образом, новых центров окажется не менее шести — по числу федеральных округов, где собственного центра пока нет: в Южном, Северо-Кавказском, Дальневосточном, Сибирском, Уральском и Приволжском.

Судя по словам Нургалиева, первый такой центр может появиться на базе Южного федерального университета в Ростове-на-Дону.

Руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков говорит, что на деле инициатива Нургалиева будет означать создание по всей стране системы тотального контроля за Интернетом и приведет к увеличению количества уголовных дел против блогеров и владельцев сайтов по «выдуманным обвинениям, связанным с экстремизмом».

«По сути они хотят прийти к введению в Интернете политической цензуры и выстраивают под это систему инструментов. Это приведет к выхолащиванию свободы слова, давлению на оппозиционных активистов, профилактическим беседам и многочисленным уголовным делам, - говорит Чиков, - инициатива Нургалиева по сути своей антиконституционна. Я боюсь, что она может привести к тотальной слежке за российским сегментом сети, а также – к новому всплеску негодования пользователей Интернета в отношении полиции, которая в нашей стране и так не пользуется уважением и популярностью».

Эта идея ложится в один ряд с тенденцией, проявившейся в усилении контрольных функций прокуратуры, Минкомсвязи, Роскомнадзора, добавляет правозащитник.

Создание экспертных центров в федеральных округах обусловлено бюрократическими надобностями, возражает глава центра «Сова» Александр Верховский. По его словам, поток жалоб на экстремизм в тех или иных материалах непрерывно увеличивается, «так как о прекрасном законе («О противодействии экстремистской деятельности») все больше людей узнает и понимает, что кого-то можно этим законом уесть». Правоохранительные органы обязаны реагировать на все жалобы, от кого бы они ни приходили, поясняет Верховский. Сейчас в регионах подобными проверками занимаются внутриведомственные эксперты (в вузах МВД и Генпрокуратуры, ФСБ и т.д.), а также привлекаются специалисты из местных университетов и т.д., рассказал эксперт.

На этой неделе информационно-аналитический центр «Сова» обнародовал доклад «Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2011 году», в котором признал, что свобода коммуникаций в интернете в минувшем году множество раз нарушалась со стороны судебных и правоохранительных органов без значительных на то оснований, как то наличие на блокируемых сайтах пары материалов, попавших в запрещенный список.

«Любые более или менее не толерантные высказывания годятся для того, чтобы их порасследовать на предмет экстремизма», — опасается Верховский, хотя в то же время, он добавляет, что создание центров в Москве и Петербурге пока существенно не увеличило число дел.

В Госдуме критикуют не создание центров, а то, что МВД переложило эту работу на полпредства. Депутат-единоросс из комитета по безопасности и противодействию коррупции Борис Резник сказал «Газете.Ru», что полпредства являются политическими организациями, представляющими в федеральных округах президента и, почему они должны вместо решения политических задач помогать Нургалиеву бороться с экстремизмом, абсолютно непонятно.

«Эту функцию должны выполнять специальные службы МВД, в регионах у Нургалиева есть главки. То, что они ничего не делают, не повод перекладывать ответственность на другие структуры, — говорит Резник. — Вообще, если вспомнить все инициативы и обещания Нургалиева за последние годы, то ими можно вымостить дорогу в ад, которым является сейчас Министерство внутренних дел с пыточными подразделениями, распутством, коррупцией, непрофессионализмом».

Другой единоросс из того же комитета Александр Хинштейн сказал «Газете.Ru», что проведение экспертиз нуждается в систематизации и надо избавить процесс от лишней бюрократии, «но есть ощущение, что заявление Нургалиева носит такой же декларативный характер, как и идея преподавать полицейским человеколюбие или провести месячник борьбы с коррупцией». «Наш министр внутренних дел в последнее время регулярно выступает с инициативами, которые носят откровенно популистский и непрофессиональный характер», - возмутился Хинштейн.

С не меньшим недоумением заявление Нургалиева комментируют в полпредствах.

«Эта инициатива родилась точно не в нашем аппарате. Вообще эта тема важная, но ведь такие экспертизы уже проводит МВД и Роскомнадзор», — с удивлением заявили «Газете.Ru» в полпредстве Дальневосточного федерального округа.

Новости и материалы
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
В столице Нигера подняли российские флаги
Ученые нашли точное место раскола между Африкой и Южной Америкой
Спецназ полиции применил резиновые пули против митингующих в Тбилиси
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Все новости