Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Надеемся узнать, что Обама просил Медведева передать Владимиру»

Эксперты и политики о втором сроке Барака Обамы

Российские политики и общественные деятели рассказали «Газете.Ru», каких исторических шагов они ожидают от Барака Обамы во время его второго президентского срока и как, по их прогнозам, будут развиваться российско-американские отношения в ближайшие годы.

Иван Мельников, первый зампред ЦК КПРФ, первый вице-спикер Госдумы:

— Нельзя отрицать, что избранный президентом Барак Обама продолжает сохранять высокий уровень симпатий со стороны граждан США. С одной стороны, это

нежелание расставаться с той иллюзией и надеждой на большие перемены, в том числе в области социальной политики, которая была главным сюжетом прошлых выборов американского президента.

С другой стороны, видимо, это разумный прагматичный консерватизм в ситуации крайне тяжелой финансово-экономической ситуации.

Что касается отношений с Россией, то, полагаю, они останутся приблизительно прежними: очень тактичными по форме, очень жесткими по содержанию. Нужно понимать, что российско-американские отношения определяются не столько личными отношениями первых лиц, сколько глобальной геополитикой. В связи с тем что Соединенные Штаты исторически одержимы манией величия и желают решать свои внутренние проблемы за счет «неоколониальных» агрессивных действий, точек для расхождения будет как обычно куда больше, чем общих интересов.

Алексей Чеснаков, замсекретаря генерального совета «Единой России»:

— Обама уже вошел в историю: сам факт его победы на выборах в 2008 году — это факт, серьезно изменивший представление многих людей по всему мире о политике, о возможностях в политике и о том, чего в этой сфере может добиться обычный человек. Да, Обаме не удалось во время первого президентского срока решить все те вопросы, которые он называл приоритетными в ходе избирательной кампании, но давайте называть вещи своими именами: виновата не всегда личность, но чаще система. Если большинство в парламенте имеет оппозиция, а президент — представитель другой партии, то многие реформы провести невозможно. Не надо думать, что в любой демократической системе любой человек может сделать все.

Избиратель США, проголосовавший за республиканцев на выборах в конгресс, создал фактически некий противовес Обаме и его действиям.

Лично я позитивно отношусь к Обаме, так как мне всегда ближе американские политики, которые позитивно относятся к России. Я считаю, что вообще мерить сегодня в политике человека меркой «что он смог, чего не смог» не совсем правильно, тем более большинство измеряющих сами ничего особенного не сделали.

Что касается российско-американских отношений, то выборы у нас и в США обычно проходили в один год, а административная машина и аппарат, готовящий внешнеполитические решения, мыслит «стратегически» и поэтому дожидается результата. Мне кажется, сейчас результат понятен, и можно восстанавливать тот объем сотрудничества, который предполагался в начале запуска процесса перезагрузки. В любом случае это будут личностно окрашенные отношения, так как и Путин, и Обама, безусловно, являются выдающимися политиками не только для своих стран, но и для мировой истории. Однако очевидно, что этот период «притирки» между ними не будет длительным с учетом существующей истории отношений.

Наконец, самое важное, мы надеемся, что узнаем, что Обама просил Дмитрия Медведева передать Владимиру

(на саммите по ядерной безопасности в Сеуле в марте 2012 года часть приватных переговоров Медведева с Обамой по ошибке была транслирована в пресс-зал. В частности, Обама просил Медведева понять, что по проблеме ПРО он сможет проявить большую гибкость после выборов, а российский президент пообещал «передать это Владимиру». — «Газета.Ru»).

Сергей Иванов, депутат Госдумы от ЛДПР, зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству:

— Я думаю, что, если Обама сильно постарается, мы получим в конце его второго срока не США, а 51 отдельное государство и это будет его самая большая историческая заслуга. Если не получится, то в части российско-американских отношений

так и продолжим препираться по делу Магнитского, по делу Бута, по проблеме ПРО и другим.

Евгения Чирикова, лидер движения в защиту Химкинского леса:

— На самом деле на этих выборах был кандидат от «зеленых», и мне было обидно, что про этого кандидата было мало информации в СМИ.

Фактически в США есть не одна «Единая Россия», а две — демократы и республиканцы.

И вся политическая история страны идет вокруг этих двух сил. Америка — богатая страна, она может позволить себе две правящие партии вместо одной, но никакого восторга я от этого не испытываю. Дело в том, что экологические проблемы, которые сейчас стоят перед миром, нельзя решить при помощи стандартных политических сил, какие есть сейчас. В странах, которые действительно оказывают влияние на международную политику, в том числе в США и в России, нет у власти людей с экологическим мышлением, которые бы понимали масштаб экологической катастрофы, которая может грянуть. Вместо этого те же Америка, Россия, Китай продолжают заниматься планомерным уничтожением среды обитания ради сиюминутного потребления. Политиков, которые боролись бы против ресурсного лобби, я пока не вижу и не вижу в Обаме политической воли к изменению этого.

Сергей Удальцов, лидер «Левого фронта»:

— Обама еще на первый свой президентский срок шел с социально ориентированной программой, умеренно левой, я бы даже сказал. И я

надеюсь, что в течение своего второго срока Обама осуществит левый поворот в США.

Такие перемены отразились бы на всех мировых процессах, и во многих странах начался бы переход от либерального курса к социально ориентированному, хотя бы в умеренном формате, в том числе в России. Второе, что хочется увидеть во время второго президентского срока Обамы, — это отказ США от политики двойных стандартов, которая уже стала притчей во языцех. Я говорю о манере США говорить о нарушении прав человека в другой стране там, где это им выгодно, и замалчивать о таких нарушениях в тех странах, хорошие отношения с которыми им нужны по экономическим причинам. Последнее касается и России: да, мы сами разберемся с нашими проблемами в сфере прав человека, но наша страна — часть мирового сообщества, и мировое сообщество молчать не должно.

Николай Левичев, председатель партии «Справедливая Россия», вице-спикер Госдумы:

— Внушает оптимизм выбор, сделанный американским народом. Терминологические различия не должны вводить в заблуждение:

несмотря на то что слово «социалист» является в США чуть ли не ругательством, общество проголосовало, по сути, за программу социал-демократических преобразований, предложенную Бараком Обамой.

Главные темы его кампании — усиление социальной политики, инвестиции в образование, продолжение реформы здравоохранения, увеличение налогов для богатых. В общем, те же вопросы, которые поднимают и европейские, и российские социал-демократы. Весьма показательно, что даже в консервативной Америке, «оплоте капитализма», люди выбирают кандидатов с такими программами.

Вопросы внешней политики, в частности отношений с Россией, в ходе этой кампании отошли на второй план. Тем не менее я убежден, что победа Барака Обамы более благоприятна для развития российско-американских отношений. В то время как Митт Ромни до сих пор пребывает в плену стереотипов «холодной войны», Обама, напротив, в вопросах внешней политики демонстрирует гибкость и прагматичность. Конечно, между нашими странами имеются существенные противоречия по тем или иным мировым проблемам (наиболее яркий пример — ситуация в Сирии), в целом продуктивное взаимодействие идет по весьма широкому кругу вопросов, касающихся экономики, международной безопасности, борьбы с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком и т. д. Облегчен визовый режим между странами. Сохраняется определенный потенциал развития.

Пока в повестке дня по-прежнему есть некоторые нерешенные двусторонние вопросы (поправка Джексона — Вэника, размещение элементов ПРО). Однако и по ним наблюдаются значительные подвижки. В частности, американское экспертное сообщество ставит под сомнение целесообразность размещения элементов ПРО именно в Восточной Европе, ну а представители бизнеса активно лоббируют отмену злополучной поправки в конгрессе. Поэтому я убежден, что в ближайшие годы при новом-старом президенте конструктивное сотрудничество РФ и США будет только углубляться.

Пресловутая «перезагрузка» имеет шанс на «второе издание — исправленное и дополненное».

Илья Яшин, член федерального политсовета партии РПР-ПАРНАС, член координационного совета оппозиции:

— Те исторические шаги, которые Обама мог бы сделать, он мог сделать в рамках своего первого срока. Очевидно, что Обама не будет уделять приоритетного внимания проблемам внешней политики, гораздо большее значение имеют внутренние проблемы, прежде всего с экономикой, ему надо довести до конца реформу здравоохранения и т. д. Какого-то прорыва ждать в международных отношениях не приходится. Обама демонстрировал очень аккуратный стиль на протяжении первого срока, и нет оснований ждать изменений этой политики.

Кирилл Фролов, глава Ассоциации православных экспертов:

— Что касается духовно-нравственного кризиса в США, то это не сможет преодолеть ни друг салафитов и любитель экспорта сексуальных меньшинств Обама, ни сектант-мормон Ромни. США — молодая страна, а нам 1150 лет. Внешняя политика России должна строиться на тех постулатах, что Россия старше США и что русские — самый крупный разделенный народ Европы. В свою очередь, я повторяю, что союз патриарха Кирилла и Владимира Путина спасет Россию. Официальное партнерство РПЦ и президента приведет к оздоровлению ситуации внутри России. Православный потенциал также должен быть востребован и во внешней политике нашей страны.

Мы должны быть полюсом христианско-православных ценностей, и это будет альтернативой тем секулярно-либеральным лжеценностям, которые провозглашает Обама.

В интересах России православная миссия на севере, юге, западе и востоке: от крещения Китая до создания православного русского лобби в США. Православный фактор должен работать и на постсоветском пространстве, и в мировом масштабе. Наш ответ — православие.

Владимир Тор (Владлен Кралин), член Координационного совета российской оппозиции, националист:

— Я с уважением отношусь к праву выбора американского народа и к тому, как это право было реализовано. Для меня лично что Обама, что Ромни — фигуры одного порядка. Я не вижу между ними для себя никакой принципиальной разницы. Этот выбор никак не отразится на моей повседневной жизни. На судьбе русской нации и России в целом выбор американского народа тоже никак не отобразится.

Жду ли я чего-нибудь от американского президента? Честно, я жду не более, чем от бразильского президента, имя которого мне, кстати, неизвестно.

Меня эти выборы очень мало волнуют.

Новости и материалы
В ЦБ задумались над дополнительным регулированием платежей на маркетплейсах
Мужчина, пытавшийся потушить Вечный огонь на Поклонной горе, оказался на скамье подсудимых
Титов назвал футболиста «Спартака», который не соответствует уровню клуба
В мексиканском кафе 50 лет подают гостям суп из крысы
В Банке России заявили об усилении риска вторичных санкций
В Таджикистане заявили, что гражданам страны массово отказывают во въезде в РФ
Замначальника УМВД сел пьяным за руль после дня рождения, его задержали
В Белом доме раскрыли, сколько ракет ATACMS могут поставить Украине
В Центробанке РФ рассказали о дефиците кадров на российских предприятиях
Минобороны Эстонии передало Украине два патрульных катера
Звезда «Холопа» призналась, что ее вызвал психолог четырехлетней дочери
В Госдуме о дочери Машкова: «Не получила должного воспитания»
Набиуллина рассказала о последствиях конфискации золотовалютных резервов России
Пять мигрантов, не знавших русский язык, сдали по нему экзамен на «отлично»
В США сочли, что Трамп правил США из соображений нарциссизма
На Урале педагог с 29-летним опытом назвала воспитанников «утырками»
Экс-вратарь «Спартака» рассказал, как изменилась команда при Слишковиче
Путин назвал сферы занятости, в которых могут проявить себя ветераны СВО
Все новости