Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«У нас брат на брата не пойдет»

Милиция не препятствует пророссийским активистам на юго-востоке Украины

Последние сутки на юго-востоке Украины ознаменовались сильнейшими волнениями со времен победы «евромайдана». Один за другим протестующие захватывали в первой половине понедельника здания администрации и СБУ в регионах на границе с Россией: в Луганске, Харькове, Донецке. Милиция соблюдает нейтралитет. Киев обвиняет в происходящем Россию и местные элиты.

Новая волна сепаратистских настроений накрыла юго-восток Украины в минувшие выходные. По данным «Газеты.Ru», во всех областях местные власти настроены к активистам лояльно. Несмотря на нейтралитет местных силовиков, реакция Киева была молниеносной. В бунтующие области прибыл десант столичных политиков и руководителей силовых структур страны.

Лидер УДАРа Виталий Кличко призвал силовиков не дать расколоть страну.

«Людей собрали немного, но агрессивность зашкаливает, — написал министр МВД Арсен Аваков на своей странице в «Фейсбуке». — Отвечу и сепаратистам, и тем горячим головам, кто требует любой ценой прекратить беспорядки. Ситуация будет возвращаться под контроль без крови. Такова команда правоохранителям».

В Харькове и Донецке сепаратисты захватили здания ОГА, а в Луганске — здания СБУ и филиала Нацбанка. На местах сообщают о стычках проукраинских и пророссийских активистов. Сценарий действий сепаратистов частично копировал «евромайдан»: во время двух-трехтысячных митингов активисты подвозили на площади покрышки, стремительно и одновременно брали штурмом административные строения, склады с оружием, сооружали баррикады, заставляли предполагаемых провокаторов становиться на колени.

Участники митингов выкрикивают лозунги в поддержку «Беркута», скандируют «Россия, Россия!» и «Путин, помоги!».

Все действия пророссийских протестующих сопровождаются мощной информационной поддержкой со стороны сообществ в социальных сетях и российских каналов. Как и в Крыму, пророссийские митинги пестрят людьми в камуфляже, триколорами, Андреевскими флагами, активисты носят георгиевские ленточки, из колонок звучат песни «Любэ» и гимн России. Ораторы митингов готовы к повторению событий в Крыму.

«Враги Украины пытаются разыграть крымский сценарий... Но мы этого не допустим. Против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические меры… Это вторая волна спецоперации Российской Федерации против Украины, цель которой — дестабилизировать ситуацию в государстве, свергнуть украинскую власть, сорвать выборы, разорвать на кусочки нашу страну», — сделал экстренное заявление днем в понедельник и.о. президента Александр Турчинов.

Верховная рада поспешила заявить о скорейшем усилении антиэкстремистского законодательства.

После захвата Донецкой администрации жители Донбасса обратились к Владимиру Путину с просьбой ввести миротворцев. «Народная сессия» депутатов приняла декларацию независимости самопровозглашенной Донецкой народной республики. Символика образования у сепаратистов уже есть — черно-сине-красный флаг с двуглавым орлом.

Референдум о создании Донецкой народной республики они планируют провести не позднее 11 мая. Участники захватов также составили списки пророссийских активистов, задержанных СБУ, и требуют их освобождения. В частности, на свободе хотят видеть «народного губернатора» Донбасса Павла Губарева.

Патриархом Донецка считается металлургический олигарх Ринат Ахметов, который держит под контролем все ключевые силовые и административные рычаги в регионе. Некоторые киевские политики уже поспешили обвинить Ахметова в подготовке бунта.

«Собирают сессию облсовета с провозглашением референдума о присоединении к России и обращением к Путину «обеспечить свободное волеизъявление». Начальник личной охраны Ахметова и по совместительству главный милиционер области завел сепаратистов в помещение и теперь свозит депутатов в сессию. Без ареста Ахметова проблемы не снять!» — уверен народный депутат второго, третьего и четвертого созывов Евгений Жовтяк.

Во второй половине дня ситуация частично стабилизировалась, украинские СМИ сообщили, что сепаратисты оставили административные здания в Луганске и Харькове.

Милиция соблюдает нейтралитет

В региональных управлениях украинского МВД «Газете.Ru» дали понять, что не будут препятствовать захватчикам, которые уже обзавелись огнестрельным оружием. Кроме того, отношения между местными правоохранителями и горожанами далеки от конфликта.

«Захватив здание СБУ, они открыли арсеналы с оружием, — рассказала начальник отдела по связям с общественностью главного управления МВД Украины в Луганской области Татьяна Погукай. — Впрочем, ведут они себя мирно и адекватно. Пустили журналистов внутрь и показали все, что те хотели. Мы предпринимать никаких действий не будем, чтобы не проливать кровь. Да и вообще, у нас брат на брата не пойдет».

В Донецке ситуация более острая: там уже слышались выстрелы, а милиция в отличие от луганской делает акцент на том, что захватчики являются преступниками. Но активных действий также избегают.

«Мы повторяем, что они нарушают закон, и предлагаем освободить здания, — говорит коллега Татьяны Погукай из донецкого управления МВД Игорь Демин. — Мы надеемся, что они уйдут по-хорошему. Штурмовать здание и стрелять не будем, главное — не допустить кровопролития. А насчет симпатий — это с женой в постели. А милиция должна реагировать на явное нарушение закона».

При этом в беседе с «Газетой.Ru» силовики неоднократно ссылались на заявление главы МВД Украины Арсена Авакова, который снял ответственность с регионалов, призвав их не использовать оружие. В донецкой милиции также говорят о том, что среди митингующих — «известные местные жители» из политических кругов. Имена, впрочем, назвать отказываются.

«Введем жесткие законы о сепаратизме, как в России»

Предположительно «известными лицами» выступают местные политики оппозиционных фракций. Так, например, в Харькове члены Коммунистической партии вступили в переговоры с областным советом со стороны недовольных, предлагая в ускоренном режиме провести референдум.

«Я опираюсь на закон о местном самоуправлении, согласно которому областной совет может инициировать подобный опрос, — пояснила «Газете.Ru» руководитель харьковской областной организации Компартии Украины Алла Александровская. — После опроса мы могли бы, как в Крыму, говорить о позиции народа. Но две трети областного совета — представители Партии регионов. Они откровенно избегают выражать публично свою позицию и волокитят вопрос: дескать, вы нам пришлите письмо, мы его рассмотрим, обсудим».

Коллега Александровской, народный депутат Украины и первый секретарь луганского отделения КПУ Спиридон Килинкаров отмечает, что вина в происходящем ложится на плечи новой власти Украины.

«Мы видим стандартную для нынешней Украины ситуацию: раньше люди захватывали здания на Западе, теперь на Востоке, — говорит Килинкаров. — Если говорить риторикой наших каналов, то мирные протестующие подошли к зданию СБУ, мирно его захватили и мирно взяли оружие. Как нынешние власти собираются доказать им, что они преступники, после того как сами проделали то же самое?»

Килинкаров говорит, что диалог между Западом и Востоком был полностью прекращен и теперь его необходимо возобновить, чтобы происходящее не переросло в гражданскую войну.

«Вот сегодня к нам приедет Парубий (глава Совета национальной безопасности Украины Андрей Парубий, который поехал на Восток гасить конфликт. — «Газета.Ru»), — говорит Килинкаров. — Разве будут с ним говорить захватчики зданий? Нет конечно».

Украинские политологи, занимающие проукраинскую позицию, отмечают, что в сложившейся ситуации ради будущего Украины можно пожертвовать частью восточных регионов, которые отказываются участвовать в «украинском проекте».

«Проводим референдумы, отсекаем их (восточные регионы, которые проголосуют за независимость. — «Газета.Ru»), после чего в составе Украины остаются лишь те, кто готов участвовать в «украинском проекте», — говорит политолог Юрий Романенко. — Тем самым решается и вопрос с языком. После этого вводим жесткие законы о сепаратизме, как в России, — 15 лет за призывы к развалу страны».

Романенко признает, что потеря территорий — это все же потеря, однако призывает не драматизировать ее.

«Донецк, Луганск — это дотационные регионы, а та экономическая база и инфраструктура, которая там есть, обескровлена и убита, — говорит Романенко. — Зато мы не пойдем по российскому сценарию, когда страна будет колебаться между Западом и Востоком. Мы пойдем по своему направлению, получим гарантии от НАТО и избавимся от балласта».

Романенко также указывает на то, что за происходящим стоят войны олигархов, часть которых (в частности, по предположению Романенко, донецкий магнат Ринат Ахметов) встали на сторону России.