Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
На месте крушения малайзийского Boeing 777 (рейс MH17)
На месте крушения малайзийского Boeing 777 (рейс MH17)
Максим Змеев/Reuters

Трибунал по Boeing подождет

Голосование Совбеза ООН по вопросу создания трибунала по Boeing перенесено на 27 июля

Станислав Кувалдин, Александр Братерский

Совет Безопасности ООН не стал во вторник рассматривать резолюцию по созданию трибунала для наказания виновных в катастрофе малайзийского Boeing. Голосование перенесено на 27 июля. Вместо этого Совбез обсудил российские ответные предложения, касающиеся хода расследования.

Голосование Совета Безопасности ООН по вопросу создания Трибунала ООН для наказания виновных в катастрофе малайзийского Boeing 17 июля 2014 года должно было состояться во вторник. Однако накануне повестка оказалась срочно изменена и голосование перенесено на 27 июля.

О причинах такого решения не сообщается. Однако известно, что Россия предприняла немало усилий для того, чтобы голосование не состоялось. Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин уже выразил свое удовлетворение. «Мне кажется, что эта спешка (с созданием трибунала) преодолена, а если спокойно, тщательно поработать, то можно выйти на достойное решение. Я надеюсь, что именно так это и произойдет», — заявил Чуркин.

Вопрос о создании трибунала был внесен на рассмотрение Совбеза ООН 16 июля как коллективное предложение Нидерландов, Украины, Малайзии, Бельгии и Австралии. Российский МИД немедленно назвал это предложение «контрпродуктивным». «Несвоевременным» инициативу счел и российский президент Владимир Путин, обсудивший ее во время телефонного разговора с голландским премьером Марком Рютте.

Отказ России поддержать создание трибунала почти автоматически означает, что идея не сможет получить воплощение, так как Россия может наложить вето на резолюцию.

В свою очередь, на сегодняшнем заседании Россия предложила подготовить альтернативную резолюцию, в которой содержатся различные предложения, касающиеся проведения расследования обстоятельств крушения малайзийского Boeing. В частности, Россия предложила усилить роль в расследовании Международной организации гражданской авиации (эта структура, существующая под эгидой ООН, регулирует процедуры расследования авиакатастроф), создать должность спецпосланника ООН по делу о Boeing и сделать расследование более открытым.

Комментируя итоги заседания, на котором обсуждалась российская резолюция, представитель Новой Зеландии Джерард ван Бохемен (эта страна сейчас председательствует в Совете) назвал состоявшуюся дискуссию «очень позитивной». Впрочем, ван Бохемен отметил, что идея трибунала на заседании также получила серьезную поддержку.

По мнению главы президиума Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова, можно предполагать, что стороны «договорились не форсировать процесс» по созданию трибунала.

Хотя на этом настаивает Великобритания, «США четко не обозначили свою позицию и поэтому тему решили не педалировать. К тому же, как известно, США не любят выносить такие вещи на политический уровень трибунала», — говорит Лукьянов.

Нежелание России создавать трибунал часто выдается в западной прессе как создание препятствий для расследования обстоятельств крушения, хотя задача трибунала — не исследовать причины катастрофы, а провести процесс над установленными виновными в ходе расследования. Россия настаивает, что до выхода окончательного доклада, в котором будут установлены все обстоятельства произошедшего, создание трибунала преследует политические цели.

Директор по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике Тимофей Бородачев считает, что вопрос о создании трибунала изначально был слишком политизирован. «Официально содержание доклада по расследованию авиакатастрофы до сих пор никому неизвестно. Учреждать судебный орган в этой ситуации сомнительно. К тому же надо объяснить, почему из общего комплекса происходящего на востоке Украины вычленяется один-единственный эпизод, виновные в котором будут судиться специальным судом».