Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

День обязательного единства

Корреспонденты «Газеты.Ru» побывали на праздничных мероприятиях в Москве

Новая Россия уже не первый год пытается прижиться с относительно новым праздником — Днем народного единства. Праздник-предшественник уже почти позабыт, многие уже успели выучить, что теперь празднуется день победы народного ополчения над польскими оккупантами и окончанием Смуты. Но повсеместного подъема чувства национальной идентичности он пока все же не вызывает. Некоторые студентки и депутаты участвуют в праздничных мероприятиях с неохотой.

День народного единства помимо чисто идеологического смысла несколько лет назад приобрел и прямо политический. Дело в том, что в 2014 году в честь присоединения Крыма в этот день лидеры всех четырех парламентских партий вышли вместе на одну сцену, фактически продемонстрировав собой «крымский консенсус» в деле. Именно с этого времени вся думская четверка слилась в единой повестке, нивелировав различия между собой в глазах избирателя. В дальнейшем это привело к снижению результатов парламентской оппозиции на выборах.

Уже в 2015 году заложенный порядок акции был нарушен поведением лидера КПРФ, решившего все-таки не выходить на одну сцену с «Единой Россией». На шествии его не было и в этот раз. Но на Старой площади все же придумали, как возродить консенсус. Если вытащить Зюганова на митинг теперь не получается, то на открытии памятника князю Владимиру вместе с президентом России Владимиром Путиным лидеру коммунистов пришлось появиться.

Игры патриотов

Что касается шествия-митинга, то оно началось в первой половине дня на Пушкинской площади. Демонстранты проследовали по Тверской улице к Кремлю, где их ждала заветная сцена. Составы колонн, как обычно, были смешанными. Наряду с флагами «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР в шествии участвовали колонны с символами разных субъектов РФ, а также и движение «НОД». Их лозунги были, как всегда, самыми резонансными. Даже нынешняя внешняя политика кажется им недостаточно жесткой.

Так, один из самодельных плакатов участника движения призывал к референдуму по пересмотру «колониальной» 13-й статьи Конституции РФ, в которой говорится об идеологическом многообразии в России.

Впереди нодовцев ребята в одежде казаков держали растяжку «Первый казачий университет». Его ректор Валентина Иванова заявила «Газете.Ru», что вуз воспитывает настоящих патриотов, которые готовы «защищать земли, завоеванные нашими предками». И, по мнению Ивановой, защищать есть от кого: «Военные базы НАТО стоят уже на границе с Россией».

В общей массе шествия также выделялись девушки в белых спортивных костюмах. Такую униформу придумали себе представители Чувашской федерации фитнес-аэробики. Ее президент Оксана Вербина, рассуждая о празднике и поднятой президентом теме российской нации, выдает проверенный рецепт: «Объединить все в одну большую страну». Возглавляли шествующие колонны всевозможных федераций со всех концов страны секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

До сцены колонны добрались довольно быстро. На сцене появились бывший кавээнщик, а теперь политик Сангаджи Тарбаев и руководитель «Роспатриотцентра» Ксения Разуваева. Вспоминать прошлое и шутить над такой серьезной темой Тарбаев не стал. Вместо этого он принялся рассказывать о том, как празднуют День народного единства во всей стране. В его представлении, где-то на столах должен быть плов, а где-то «калмыцкий чай». Наверное, участники митинга не отказались бы от всего этого многообразия. Погода стояла холодная, шел обильный снегопад. Когда на сцене начали играть музыканты, девушки в толпе принялись подпрыгивать. Причем было непонятно, так им нравится музыка или это просто способ согреться.

«Так было сто веков назад. За друга друг, за брата брат. Мир этим свят!» — пел собравшимся о порядках неолита певец Денис Майданов.

Обратившийся вскоре к людям глава Общественной палаты Александр Бречалов решил напомнить о все-таки более ближних современным людям временах: «Сегодня, как и четыре века назад, есть много желающих как в нашей стране, так и за ее пределами, которые хотят ввергнуть Россию в смуту!» В конце своего выступления он рассказал, что утром ему звонил друг, живущий на Украине, и поздравлял с праздником. «Хочу поздравить наших братьев украинцев с праздником и сказать им, что мы едины», — несколько двусмысленно на фоне отношений России с этим государством последних лет закончил свою речь Бречалов. Вокруг корреспондента «Газеты.Ru» в толпе раздались удивленные смешки.

После певицы Валерии в голубом берете на сцене появились партийные лидеры.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский продолжил тему международного единства, вспомнив «как католики, поляки и прочая нечисть» пытались воспользоваться смертью наследника Ивана Грозного. По воспоминаниям одного из самых старых политиков России, тогда разбежались все «начальники и министры», и только народ спас государство. После этого Жириновский назвал смутой события и 1917 года, и 90-х.

По последнему пункту коллегу поддержал руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев. И помочь преодолеть ту, крайнюю по времени, смуту, в интерпретации Васильева, смог, конечно, не столько народ, сколько Путин: «Но президент Владимир Владимирович Путин сумел соединить все силы России! И сегодня здесь, на этой сцене в том числе, и представители различных политических партий, которые сегодня, выражая волю народа, реализуют независимый курс нашей страны, реализуют наши национальные интересы и на международной арене».

Выступавший последним председатель «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что собравшиеся «вместе с теми, кто и сейчас умирает за страну».

После думских лидеров митинг стал клониться к завершению. Однако уйти от единства оказалось не такой простой задачей. Все выходы рядом со сценой оказались перекрытыми. Многие, побродив от одного ограждения к другому, обреченно двинулись обратно к Пушкинской площади. Кто-то, впрочем, оставался. Традиционно после митингов нашлись и те, кто решил не упустить возможность станцевать в центре Москвы лезгинку.

Были те, кому митинг действительно понравился. Студентка Московского гуманитарного университета Валерия рассказала, что она была в хорошем смысле «возбуждена» от такого количества людей. В беседе с «Газетой.Ru» она призналась, что в ее вузе попросили посетить митинг, но насильно никого не гнали. Как оказалось, так повезло не всем. Студентка одного из московских колледжей, стоявшая на митинге с шариком в виде сердечка и красной розы, сказала, что их пригнали в директивном порядке: «Нескольким людям сказали идти. В случае неявки обещали проблемы. Сказали, что тогда придется писать объяснительные».

По данным МВД, шествие посетили порядка 80 тыс. человек.

Памятник со смыслом

Центральное — как по составу участников, так и по идеологической, даже исторической значимости — мероприятие Дня народного единства прошло в час дня на Боровицкой площади, в двух шагах от ворот Кремля. Здесь торжественно открыли поставленный пару недель назад памятник Святому великому киевскому князю Владимиру — крестителю Руси. 20-метровый монумент возвели по совместной инициативе Российского военно-исторического общества и правительства Москвы, деньги на него дали частные жертвователи, а место установки выбирали путем интернет-голосования.

На церемонии присутствовал весь свет российской элиты — на импровизированной сцене лицом к собравшимся стояли президент РФ Владимир Путин, глава правительства Дмитрий Медведев, патриарх РПЦ Кирилл, министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, вдова Александра Солженицына и президент фонда его имени Наталия. Слушали выступавших лидеры всех духовных конфессий России. Вместе с ними в первом ряду стояли председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Государственной думы Вячеслав Володин, а с ними министр обороны Сергей Шойгу. В толпе также находились другие видные политики, лидеры думских фракций, общественные и культурные деятели, такие как, например, Никита Михалков. Вел церемонию, впрочем, представитель другой кинематографической династии — Федор Бондарчук.

«Это событие объединило эпохи: седую древность Таврической Корсуни и современную Москву, — первым подчеркнул Бондарчук глубокую смысловую значимость памятника, напомнив о значении Крыма (Таврии) в истории России. — Памятник, который мы сегодня открываем, — символ единства нашей страны».

Путин в своем выступлении также был краток, но также обратил внимание на множество смыслов, стоящих за открытием столь важного памятника в эпоху «русской весны» и в День народного единства. Президент говорил о дани уважения Владимиру как особо почитаемому святому, государственному деятелю, воину — показалось, что эту роль князя Путин интонационно выделил — духовному основателю Государства Российского. По мнению президента, князь Владимир вошел в историю как собиратель и защитник русских земель и как создатель сильного централизованного государства. Но важнейшим деянием Святого Владимира, конечно, было Крещение Руси.

«Этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины, заложил нравственные, ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне», — президент объединил страны «славянского ядра» будущей Российской империи, поставив страну, где собственно и проходило Крещение Руси, на последнее место.

Президент подчеркнул, что сегодняшний исторический момент требует использовать ценностные основы, сплоченность и единение, чтобы противостоять текущим вызовам.

Выступавший следующим патриарх Кирилл был не так скуп на слова и предложил собравшимся еще одну перспективу на роль князя Владимира в истории России. Говоря о выборе веры будущим святым, Кирилл обратил внимание на то, что великий государственный деятель должен проявлять прагматизм, решительней принимать важные решения за свой народ, игнорировать альтернативные мнения отдельных его представителей во имя единства, без которого невозможны будущие великие достижения. Этого, по мнению главы РПЦ, очень не хватает в современном мире, «где размываются истины» и процветает «квазирелигия современности»: все имеет право на существование, потому что своей настоящей истины не существует.

«Если бы Владимир думал так же, как многие наши современники, он бы никогда не сделал свой выбор. Он бы остался язычником или стал бы христианином на личностном уровне, но не крестил бы Русь. И тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни Российской империи, ни современной России», — патриарх опустил в перечислении трансформаций государства советский период.

В своем выступлении патриарх несколько раз подчеркнул, что экономика и политика могут быть в сколь угодно плохом состоянии, но только «потеря духовной идентичности — это приговор любой стране».

«Владимир не был политическим интриганом и хитрецом, двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен. И когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым», — казалось, что Кирилл говорит о ком-то, кого знает лично.

Продолжая тему важности сделанного за весь народ выбора, патриарх подчеркнул, что оспаривать его бессмысленно, разрушительно, ведет к потере цивилизационной идентичности. «Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования», — посетовал глава Православной церкви.

По мнению Кирилла, Владимир «не побоялся изменить вектор развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут».

Он сделал выбор, не просчитав всех рисков, не потому, что это было расчетливое политическое решение, а «стяжание истины для себя и для своего народа».

«А истину не принимают по расчету, иначе она перестает быть истиной», — подвел к эмоциональному пику свое выступление патриарх.

«Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь громаден и заметен, но его следствия не меньше», — подчеркнул Кирилл, хотя казалось, что и без того все присутствующие уловили его параллели.

В самом конце выступления Святейший сделал неожиданный поворот, призвав в завуалированной форме к примирению братских восточнославянских народов, назвав Владимира их отцом и пожурив «детей», забывших, что у них один отец.

На фоне столь серьезного и эмоционального выступления патриарха не проиграла в предложении смыслов и Наталия Солженицына. Она напомнила, что главным препятствием к единению сейчас является неготовность дать однозначную оценку своей истории. И здесь также можно брать пример с Владимира, который в важный момент своей жизни оглянулся назад, оценил ее, понял, что было неправильно, «взял с собой все доброе, чем был наделен, и решительно повернулся к свету».

Вдова великого писателя и мыслителя уверена, что можно уважать свое прошлое, но также иметь честность и мужество, чтобы осудить зло и не «заметать память о нем под ковер — таким путем не достичь чистоты в нашем доме».

Вся церемония заняла около 15 минут и завершилась обрядом освящения памятника патриархом Кириллом. В самом ее конце лица президента и других участников, бывшие предельно серьезными, наконец осветились улыбками — как и положено в праздничный день.