Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Конец ядерной «разрядки»

15 лет назад разрушился ядерный баланс между Россией и США

13 июня исполнилось 15 лет с того дня, как США вышли из договора о ПРО 1972 года. Белый дом мотивировал свой выход из договора тем, что он является реликтом «холодной войны», а США и Россия больше не враги. Однако все вышло наоборот: прекращение действия договора нарушило ядерный баланс и развязало новую гонку вооружений.

Договор, который считался одной из важнейших скреп в международной стабильности своего времени, был подписан президентом США Ричардом Никсоном и советским генсеком Леонидом Брежневым в 1972 году. Документ стал одним из самых успешных плодов политики «разрядки».

Его подписание широко освещалось в советской печати, и для многих рожденных в СССР цифра «1972» прочно ассоциируется именно с этим событием. Наслушавшись информации о противоракетах, советские подростки призывали друг друга ничего не бояться: ведь теперь вокруг Москвы будет ядерный щит.

По договору СССР и США брали на себя добровольное ограничение по созданию систем ПРО. Их должно было быть только две. Стороны прикрывали средствами противоракетной обороны свои столицы, а также места расположения баллистических ракет.

В этих районах в радиусе 150 км обе страны получали право развернуть не более 100 пусковых ракетных установок.

В 1974 году стороны приняли дополнительный протокол, согласно которому зона противоракетной безопасности могла быть только одна. Для СССР это был район вокруг Москвы. Для США — база Гран-Фокс в штате Северная Дакота.

Договор мог быть расторгнут любой из сторон, однако в условиях «холодной войны» и противостояния двух великих держав он сохранял свое действие многие годы. В условиях гарантированного взаимного уничтожения ядерным оружием договор служил хотя и небольшим, но «зонтиком» от возможного ракетного нападения одной из сторон.

Укол «ядерным зонтиком»

В 2002 году договор был расторгнут по инициативе США. Администрация Джорджа Буша-младшего мотивировала это тем, что США собираются развивать национальную ПРО для защиты от возможного ядерного нападения со стороны КНДР и Ирана.

В России эти действия были восприняты без энтузиазма. Президент России Владимир Путин отметил, что, хотя США имеют полное право на эти действия, они являются ошибочными.

По его словам, Россия «не пошла на настойчиво предлагавшийся США совместный выход из договора по ПРО и сделала все от нее зависящее, чтобы этот договор сохранить».

В своем заявлении Буш объяснял выход из договора сменой исторических вех. Политик убеждал: документ стал историей «холодной войны». «Договор о ПРО 1972 года был подписан Соединенными Штатами и Советским Союзом в совершенно иное время в совершенно другом мире, — рассказывал Буш. — Одного из подписавших, Советского Союза, больше не существует. Нет и той враждебности, которая привела наши страны к тому, чтобы держать тысячи ядерных боеприпасов в режиме боевой готовности».

Несмотря на личные отношения между президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, которые можно охарактеризовать как почти приятельские, США спешили оставить за спиной договор, подписанный более 30 лет назад: он связывал Америке руки. Кроме того, в 2002 году многим даже казалось, что Россия стала полноценным союзником США — по крайней мере, в борьбе с международным терроризмом. Прошел год после событий 11 сентября, когда теракты в Нью-Йорке сплотили большую часть мировых держав.

«Величайшие угрозы для обеих наших стран происходят не друг от друга или других крупных держав, а от террористов, которые наносят удар без предупреждения, или государств-изгоев, которые ищут возможности для создания массового уничтожения», — говорил тогда Джордж Буш.

Уже в 2003 году под предлогом поиска ОМУ США совершат интервенцию в Ирак.

Европейское поле экспериментов

Последствия выхода из договора 1972 года оказались весьма безрадостными и для России, считает Алексей Арбатов, директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. Это решение фактически дало старт новой гонке вооружений, заявил эксперт «Газете.Ru».

Выйдя из договора, США начали активное строительство так называемой ЕвроПРО, элементы которой планировалось расположить в странах Центральной и Восточной Европы. Как заявила американская администрация, назначение этой системы — защита от ядерных ракет Ирана. В свою очередь, система ПРО на Аляске, которая состояла первоначально из 14 ракет-перехватчиков, должна была защищать США от ракет из КНДР.

Как отмечает Арбатов, выйдя из договора 1972 года, американская сторона оказалась в определенном проигрыше. Когда США нарастят свою систему ПРО в 2020 году, она будет состоять из 44 элементов. Это в два раза меньше, чем было предусмотрено американо-советским договором.

В марте этого года Путин назвал систему ПРО США на Аляске «глобальной угрозой». Впрочем, европейская ПРО, пусть немного скорректированная при президенте Бараке Обаме, беспокоит российскую сторону больше всего.

Опасения российской стороны состоят в следующем. По мнению Кремля, вместо оборонительных ракет американские системы могут быть оснащены наступательными ракетами «Томагавк» для нанесения удара по российской территории. По мнению Арбатова, программа действительно «лишена транспарентности».

В США также есть влиятельные эксперты, которые относятся к ЕвроПРО со скепсисом. «Даже те, кто считает, что система будет способствовать безопасности, должны взвесить политическую цену, которую США будут платить за ЕвроПРО» — так говорил об этом в интервью «Газете.Ru» Уильям Перри, бывший министр обороны США, работавший при администрации Билла Клинтона.

По мнению экс-министра, сегодня представления обеих стран о ПРО искажены. «Вашингтон слишком зациклен на важности ЕвроПРО, а Москва рассматривает ее как однозначную угрозу, — рассуждал Перри. — Это политическая аргументация, которая не имеет под собой никакой основы с точки зрения национальной безопасности. Я считаю, что здесь безопасность минимальна, а политические последствия высоки».

Алексей Арбатов, в свою очередь, отмечает, что по мере совершенствования американской ПРО Россия будет совершенствовать свои межконтинентальные баллистические ракеты — чтобы ее преодолеть.

Выход США из договора 1972 года также подстегнул КНДР, которая вышла из договора по нераспространению ядерного оружия в 2003 году, убежден Арбатов. После этого КНДР ускорила создание баллистических ракет, ядерные вооружения стал наращивать и Китай.

Что же касается Ирана, то он отказался от военной ядерной программы из-за санкций, а не из страха перед европейской ПРО.

«Самый главный вывод состоит в том, что разрушение договора не укрепляет, а уменьшает безопасность», — говорит Арбатов.

Новости и материалы
В ЛНР увеличилось число погибших в результате обстрела нефтебазы
Путин наградил депутата парламента Молдавии
Защитник сборной России назвал свой лучший матч в карьере
В оперативных службах рассказали, чем ВСУ ударили по Ровенькам
Сбежавший в Белоруссию польский судья вместо секретного документа выложил фото Туска
Назван форвард, против которого сложнее всего играть в КХЛ
Власти Белгородской области заявили об обстреле села в Ракитянском районе
Защитник «Динамо» рассказал о самом необычном подарке от болельщиков
В США рассказали, что потребуется для спасения ВСУ
Ученые нашли способ заставить растения превращать углекислый газ в удобрения
В Госдуме заявили о кадровом голоде в России
В Польше высказались об отправке украинцев призывного возраста на родину силой
ЮАР обратилась в Международный суд из-за действий Израиля в Рафахе
Швеция обыграла США на чемпионате мира без России
Постпред Израиля измельчил Устав ООН в шредере
Власти Палестины заявили, что государство продолжит стремиться к полному членству в ООН
Назван лучший нападающий РПЛ
Племянник Кадырова получил награду от Путина
Все новости