Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

ВИЧ-ДНК порвали на куски

Белки, ремонтирующие ДНК человеческого организма, оказались довольно агрессивными. В частности, они вычисляют ВИЧ-ДНК, уже готовую встроиться в главную молекулу человека, и уничтожают ее. По словам ученых, данный механизм не включает защитных систем ВИЧ, поэтому вполне подходит на роль метода излечения от СПИДа.

Американские ученые обнаружили прежде неизвестный механизм, помогающий клеткам отбить атаку вируса ВИЧ. Как сообщает «Би-би-си», два помогающих восстанавливаться клеточной ДНК белка, как оказалось, заодно обладают способностью разрушать ДНК, созданную ВИЧ после проникновения в клетку человека. Исследование государственного университета штата Огайо опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.

В настоящее время для борьбы с ВИЧ-инфекцией медики перебирают все новые и новые комбинации сильнодействующих лекарственных препаратов, чье действие направлено непосредственно на вирус. Они блокируют его способность к воспроизводству и дальнейшему распространению. Но благодаря своей способности к быстрому видоизменению ВИЧ быстро приспосабливается к ним и приобретает устойчивость к их воздействию.

По словам руководителя исследования в Огайо профессора Ричарда Фишеля, «появляющиеся антиВИЧ-разработки, касающиеся клеточных компонентов, не должны включать сопротивление у вируса». Особенность нового механизма защиты в том, что он активизирует естественные защитные возможности организма.

сDNA —

комплементарная ДНК; продукт обратной транскрипции РНК

Прежде чем ВИЧ заразит клетку, он несет свой генетический материал в форме РНК (рибонуклеиновой кислоты). Оказавшись внутри клетки, вирус копирует свои гены в форме ДНК, и уже образовавшаяся копия сDNA отправляется к ядру клетки, где встраивается как протовирус в собственную ДНК клетки и в дальнейшем начинает копировать РНК вируса. Коллектив ученых в Огайо установил, что клетки с высоким уровнем двух специфических белков — их назвали XPB и XPD — имеют более низкие уровни протовируса ВИЧ в их хромосомах. Оба белка помогают клеткам восстановить поврежденную ДНК.

Медики специально вводили мутации в гены двух белков, после чего те теряли способность восстанавливать ДНК. Последующие анализы показали, что уровень протовируса ВИЧ в хромосомах таких клеток значительно выше, чем в немодифицированных вариантах.

Затем исследователи попробовали обработать недавно зараженные ВИЧ клетки препаратом, предназначенным для разрушения cDNA. Такое разрушение произошло быстрее в клетках с обычными, неизмененными белками XPB и XPD, которые сохранили свою способность к действию. Открытие вынудило ученых предположить, что пара белков способны разрушить cDNA прежде, чем она интегрируется в собственную ДНК клетки.

В целом, как сообщил профессор Фишель, полученные данные свидетельствуют, что «два «ремонтных» белка ДНК участвуют в разрушении сDNA, созданной ВИЧ».

Процесс уменьшает «фонд» несущих вирус сDNA, которые могут встроиться в клетки-хозяева, и таким способом защищает их от инфекции.

Исследователи продолжают работу, чтобы разобраться, как именно белкам удается такой фокус. Они надеются, что смогут создать лекарства, которые помогут белкам справляться с уничтожением «чужой» cDNA быстрее и интенсивнее.

Мэри Лима из благотворительного фонда HIV charity Terrence Higgins Trust новый подход представляется интересным и перспективным, ведь он работает с очень ранней стадией в цикле жизни вируса. Однако она призывает к осторожности, ведь никто пока не знает, как скажется изменение природы белков на здоровых иммунных клетках и на иммунной системе в целом.