Авария в условиях туманности

Туманность Андромеды столкнулась с карликовой галактикой

Туманность Андромеды столкнулась с другой галактикой. Пробивший в Андромеде дырку нарушитель скрывается с места столкновения, потеряв более половины своей массы. Последствия катастрофы астрономы изучили при помощи орбитального телескопа Spitzer.

Новый инфракрасный снимок туманности Андромеды (галактика М31), сделанный при помощи космического телескопа Spitzer, показывает, что 210 миллионов лет назад она побывала в своеобразном «галактическом ДТП». «Нарушитель» скрывается с места происшествия.

Команда астрономов, работающая с телескопом, даже сравнила себя с криминалистами, прибывшими на место аварии. «Как команда CSI, мы собираем улики и восстанавливаем сценарий преступления», — говорит Полин Бармби из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics).

Изучение сделанного при помощи прибора Infrared Array Camera (IRAC) снимка показало, что 210 миллионов лет назад в туманность Андромеды врезалась карликовая галактика М32. Она прошла сквозь Андромеду почти по полярной оси, потеряв при этом более половины своей массы. Следы от столкновения в виде расширяющихся со скоростью 50 км/с колец газа и пылевых разрывов в спиральных рукавах Андромеды видны до сих пор.

Сама туманность Андромеды, судя по всему, пострадала не так сильно.

Статья об открытии вышла в журнале Nature от 19 октября.

Астрономы говорят, что через 5-10 миллиардов лет Андромеда столкнется с нашей Галактикой. И на сей раз, судя по всему, две галактики сольются в одну.

Так как туманность Андромеды — ближайшая к нам гигантская галактика, она, разумеется, находится под постоянным вниманием астрономов.

В 2006 году уже опубликовано несколько посвящённых ей интересных работ. Так группа астрономов под руководством Скотта Чапмэна из Калифорнийского технологического университета решила волновавший ученых вопрос: куда пропало гало Туманности Андромеды?

Тот же самый телескоп Spitzer сумел взвесить нашу соседку. Астрономам удалось измерить полную инфракрасную светимость галактики, а так как количество ИК-излучения, испускаемого звездами, пропорционально их массе, ученым удалось таким способом взвесить туманность Андромеды. Оказалось, что масса всех звезд галактики М31 равна 110 млрд масс Солнца, что согласуется с вычислениями, сделанными другими методами. Используя данные по распространенности звезд с определенными массами, астрономы смогли также оценить и количество звезд в нашей соседке. Оказалось, что туманность Андромеды обладает триллионом звезд (для сравнения: в нашей Галактике их около 400 млрд).