Размер шрифта
Большой текст

История

evolution.powernet.ru

Педофилия юрского периода

Динозавры откладывали яйца, будучи детьми

Алексей Петров

Огромные динозавры превосходили современных животных не только размерами и силой, но и скоростью полового созревания. Как показали учёные, самки динозавров могли откладывать яйца уже на восьмом году жизни. Для ящеров, как и для человека, такой возраст относился к детству.

Новое исследование американских палеонтологов постулирует способность древних рептилий к размножению задолго до формирования полноценной взрослой особи. Динозавры, эволюционно занимающие промежуточное положение между рептилиями и птицами, никто из которых не может похвастаться быстрым достижением половой зрелости, могли приносить потомство своему виду уже в совсем юном возрасте, подобно большинству современных млекопитающих.

Новые знания об образе жизни динозавров в последние 10–15 лет получены, в основном, благодаря тому, что их кости, как и сердцевина деревьев, оставляли в течение жизни характерные кольца, которые, как полагают ученые, появлялись ежегодно.

Известно, что организм динозавров рос и развивался в течение всей жизни, однако, судя по всему, древние ящеры переживали период бурного роста и взросления на ранних этапах своей жизни, подобно птицам и млекопитающим. Этот рывок в развитии определял ранний переход в репродуктивный возраст, однако рост их продолжался и далее.

Как известно, млекопитающие среднего и крупного размера, в том числе и человек, так же быстро вступают в половозрелый период, который, впрочем, наступает только после сравнительно короткого детства и юности.

Динозавры же, судя по всему, получали способность к размножению раньше.

Тенонтозавр (Tenontosaurus)

растительноядный динозавр, живший в ранний меловой период. Хвост динозавра был гораздо длиннее остальной части тела, и в нем...

Перед тем как сделать такое заявление, коллектив ученых из Калифорнийского университета в Беркли обнаружил особую ткань в останках двух юных самок динозавров. Эта ткань формируется в костях самок динозавров перед оплодотворением и служит своеобразным хранилищем для кальция, необходимого для формирования скорлупы яиц.
Близкая по структуре и назначению деталь организма помогает откладывать яйца современным птицам.

По всей видимости, такая способность к репродукции выработалась у гигантских рептилий в борьбе за выживание – им нужно было успеть отложить яйца прежде, чем самому попасть кому-то на обед.

Ткань была обнаружена в большеберцовых костях двух окаменелых рептилий: молодой хищницы из семейства аллозавров и такой же юной самки травоядных тенонтозавров.

Для оценки возраста динозавров Сара Вернинг и Эндрю Ли, сотрудники университета, изучили количество годичных колец в кости и установили, что хищница погибла в возрасте 8 лет, а травоядная рептилия в районе десяти. Такая же медуллярная кость не так давно была обнаружена и у окаменевшей самки тираннозавра, возраст которой был оценен в 18 лет.

Аллозавр (Allosaurus)

род хищных динозавров из семейcтва аллозавров (лат. Allosauridae). Могучие аллозавры имели длину до 12 метров, были достаточно...

Это очень скромный возраст для этих видов, продолжительность жизни которых составляла около 30 лет. Кстати, примерно такова была бы продолжительность жизни и человека, если бы его непропорционально развитый мозг не сделал его царём природы, так что для сравнения возраста этих ящеров и людей не нужны никакие поправки.

Как отмечает сама Сара Вернинг, обнаружение медуллярных костей в останках динозавров – большая удача, так как эта костная ткань существует в организме самок, созревших для репродукции, только в течение трех-четырех недель. Стоит отметить, что в своей работе ученые изучили останки только трех особей, которые были достоверно идентифицированы как самки. Сообщение об открытии появилось в последнем выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Обеспечить выживание виду, в частности, тенонтозаврам, жившим на территории современной Северной Америки примерно 125–105 миллионов лет назад в раннем Меловом периоде, могла только способность откладывать яйца в юном возрасте.

Тираннозавр (Tyrannosaurus)

род гигантских хищных динозавров (надсемейство карнозавров) - один из самых известных динозавров. Тираннозавры достигали...

Вернинг подчеркивает, что этот вид динозавров интенсивно истреблялся своими хищными собратьями. Особенно опасна была жизнь молодняка и престарелых тенонтозавров.

Это открытие, по мнению ученых, может служить еще одним доказательством того, что динозавры, будучи рептилиями, больше походили на птиц, и именно они заложили современный репродуктивный механизм пернатых, появившийся на поверхности Земли примерно 200 миллионов лет назад.

Кевин Падиан, научный руководитель Вернинг и Ли, в своем комментарии к работе также отметил, что быстрое взросление динозавров подчёркивает их отличие от остальных рептилий. Система обмена веществ древних рептилий, ведших довольно активный образ жизни и достигавших очень больших размеров, должна была более походить на ту, что есть у современных птиц и млекопитающих.