Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Нано раскрасит историю

Новая техника спектроскопического анализа позволила обнаружить самые ранние краски

Новая перспективная техника спектроскопического анализа позволила ученым установить, что египтяне еще за два тысячелетия до нашей эры использовали краски на растительной основе.

Краски, которыми написаны картины и оформлены другие произведения искусства, многое могут рассказать об их создателях и эпохе, в которой они жили. История органических красителей, которые извлекались из растений и других природных материалов, помогает ученым проследить маршруты торговых путей, установить связи произведений искусства друг с другом, разоблачить подделку и помочь предмету старины занять должное место в историческом контексте. Но вот беда: счищать шпателем кусочки краски для исследований с Моны Лизы или маски Тутанхамона — не меньшее преступление, чем фальсификация. Поэтому ученые не прекращают работать над специальными максимально щадящими методами исследования веществ, которые бы подходили для предметов искусства.

Оптимизировав технику КР-спектроскопического анализа микроскопических образцов натуральных органических пигментов и глазурей, получаемых с древних произведений искусства, Марко Леона из научного отдела музея Метрополитен в Нью-Йорке открыл самый ранний из ныне известных образцов исторически важных красителей — красного краплака.

Результаты его исследований опубликованы в The Proceedings of National Academy of Sciences.

Методы, которые использовались ранее, не позволяли анализировать образцы красителей меньше чем несколько сот микрометров в диаметре и требовали заметной концентрации искомого вещества. Но отбирать большие образцы с археологических объектов нельзя — исследователь должен максимально сохранить целостность объекта. Кроме того, органические красители отличаются высокой кроющей способностью, поэтому на холсте или скульптуре они находятся в очень низких концентрациях. Леона же усовершенствовал используемую для таких анализов процедуру — поверхностно усиленное комбинационное рассеяние.

Его метод позволяет провести полную абсорбцию красителя с произведения искусства наночастицами серебра. Чтобы коллоидная система максимально эффективно сорбировала краску, был применен специальный метод ее получения. Сульфат серебра восстанавливали глюкозой и цитратом натрия при облучении микроволновым излучением. Эта реакция, фактически, аналогична известной всем со школы реакции «серебряного зеркала» — качественной реакции на альдегидную группу. Однако в таких специфических условиях образуются и стабилизируются наночастицы серебра. Этот коллоид сорбирует частицы красителя до 25 мкм в диаметре, что является существенным усовершенствованием технологии исследования и расширяет спектр объектов, пригодных для исследования КР-спектроскопией.

Используя эту технологию, Леоне удалось зарегистрировать самый древний из ныне известных образцов красителей — краплак с фрагмента древнеегипетского колчана возрастом более 4 тыс. лет.

Это произведение датируется эпохой Среднего царства (2124–1981 года до н. э.) и стало самым древним свидетельством использования людьми сложной химической техники получения красителя. Уже тогда люди научились экстрагировать красящее вещество из природного источника и осаждать его в форме твердого красителя-лака. Предыдущие свидетельства использования такой технологии извлечения краски из растения, красильной марены, в Египте датировались семью веками позже — около 1300 лет до н. э.

На французской скульптуре XII века («Мадонна с младенцем» из Оверни) Леоне удалось найти самый ранний из известных образцов краски из Южной Азии, основу которой составляют насекомые. Согласно торговым записям, впервые ее доставили в Европу каталонские или провансальские купцы в 1222 году. Они привезли краску из Африки, куда арабские купцы, в свою очередь, доставили ее из Индии, места ее производства. Однако до настоящего времени использование этой краски художниками до XV века было неизвестно. К художникам из Оверни краска почти наверняка попала от провансальцев — эти два региона граничат между собой.

Новая технология исследования художественных произведений чрезвычайно полезна не только для историков, но и для искусствоведов.

Леона показал это на примере еще одной скульптуры музея Метрополитен — «Мадонны Монтвианэ». Она датируется примерно тем же периодом, что и «Мадонна с младенцем» из Оверни. Тот же регион происхождения и стилистические особенности позволили искусствоведам полагать, что они происходят из одной и той же мастерской, однако достоверно установить это было нельзя. Анализ фрагментов краски с помощью КР-спектроскопии показал, что при росписи «Мадонны Монтвианэ» использовалась та же индийская краска, что и на Мадонне из Оверни. Таким образом, можно сделать вывод, что два произведения из одного региона, расписанные чрезвычайно редкой для XII века краской, наверняка относятся к одной и той же мастерской.

Высокая эффективность предложенного метода может улучшить качество изучения произведений искусства, а они, в свою очередь, смогут рассказать много интересного об истории своего создания и своих путешествий.

Что думаешь?
Загрузка