Сначала был большой взрыв

В обсерватории Лас-Кампанас (Чили) началось строительство GMT (Гигантского Магелланова телескопа с эквивалентным диаметром зеркала более 20 метров). Корреспондент «Газеты.Ru» рассказывает об этой обсерватории.

В ночь на субботу в американской обсерватории Лас-Кампанас, расположенной в горах Чили, начались строительные работы по сооружению GMT — Гигантского Магелланова телескопа. Главное зеркало будет представлять собой конструкцию из семи зеркал, диаметр каждого из которых составит 8,4 метра. Одно будет располагаться в центре, а остальные шесть — по периметру, так что эквивалентный диаметр такого составного зеркала составит более 20 метров.<1>

«Во всех странах наука одна, а в Америке ее две — частная и публичная. Публичная астрономия существует на деньги налогоплательщиков. Частная существует на свои собственные бюджеты и пожертвования, и она в целом является более разветвленной и богатой», — рассказывал в интервью «Газете.Ru» известный отечественный астроном Андрей Токовинин, работающий в настоящее время в Чили.

Обсерватория Лас-Кампанас представляет собой как раз пример частной науки.

Она была открыта в начале 1970-х годов Институтом Карнеги, на сайте которого подчеркивается, что он является независимой и некоммерческой организацией. К проекту 20-метрового GMT помимо Института Карнеги привлечено еще около десяти партнеров не только из США, а и из трех других стран – Австралии, Южной Кореи и, разумеется, Чили.

В настоящий момент основными инструментами обсерватории Лас-Кампанас являются «Магелланы» — два телескопа-близнеца, построенные в начале 2000-х, каждый из которых имеет зеркало диаметром 6,5 м. От расположенного в низине небольшого поселка, который составляют здания офиса, гостиницы и спортзала, до этих телескопов можно добраться или пешком (для этого нужно пройти 800 метров в гору), или в объезд на машине (около 2,5 км). Поскольку наблюдателям порой приходится несколько раз за день перемещаться между офисом-гостиницей и телескопом, для них выделены специальные машины. Автомобили никогда не запираются, а ключи от них находятся в замке зажигания.<4>

Кстати, такая же ситуация и с гостиничными номерами: они всегда открыты, и ключи от них также никто не выдает, поскольку посторонним лицам невозможно оказаться в Лас-Кампанасе.

Еще дальше от офиса, за «Магелланами», расположены малые телескопы: 2,5-метровый du Pont (построен в 1977 году), 1-метровый Swope (самый первый телескоп обсерватории Лас-Кампанас) и принадлежащий Варшавскому университету 1-метровый телескоп, который в середине 1990-х годов был сооружен здесь по инициативе известного польского астрофизика Богдана Пачинского.

Гигантский Магелланов телескоп будет расположен на горе, которая находится от поселка в противоположном направлении, нежели прочие «Магелланы». Начало работ по строительству должно было ознаменоваться взрывом верхушки горы, где будет стоять GMT, чтобы выровнять площадку.<2>

Это событие получило условное название Big Bang Event (по аналогии с Большим Взрывом — моментом рождения Вселенной, который по-английски называется Big Bang).

Подготовка к взрыву началась в середине февраля — в течение месяца на горе работала техника, размечались контуры будущей площадки под телескоп и производилась закладка взрывчатки. На взрыв в Лас-Кампанас приехало множество почетных гостей, таких как послы США и Австралии в Чили, представители других крупных международных обсерваторий, расположенных в Чили, в том числе и Европейской Южной обсерватории (ESO), послы США и Австралии, профессора астрономии Чилийских университетов, представители Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (США) и другие.

«Все собрались на площадке перед «Магелланами», где были установлены шатер для посетителей, большой проекционный экран, на котором шла трансляция события в большом масштабе, а также трибуна для ораторов, — рассказал «Газете.Ru» сотрудник обсерватории Лас-Кампанас Юрий Белецкий. — Примерно за десять минут до события директор нашей обсерватории Мигель Рот сделал небольшой анонс, сказав, что официальный обратный отсчет времени будет скоро запущен и что у техников уже все готово.

Но на самом деле Big Bang случился на минуту раньше, чем планировалось.

Я не знаю, что там именно случилось, видимо, кто-то нажал на кнопку не вовремя, или же была рассинхронизация часов. Я смотрел на вершину и сделал несколько снимков. Сначала показалась сама цветная шапка взрыва, и только через несколько секунд до нас долетели раскаты грома. Интересно было то, что пылевое облако было цветным! Я сначала подумал, что это связано с разными горными породами, но потом нам объяснили, что так на самом деле было запланировано. Перед взрывом в породу были добавлены белый, синий и красный пигменты — цвета флагов стран-участниц проекта GMT: США, Австралии, Южной Кореи и Чили. Получилось очень красиво и эффектно.

После официальной части состоялся фуршет, на котором все обсуждали это, не побоюсь столь громкого слова, эпохальное событие.

Фактически это первый шаг в новую эпоху действительно больших — «экстремально больших» — телескопов, и GMT будет первым из них.

Ни 30-метровый ТМТ, который будет расположен на Гавайях, ни 39-метровый E-ELT Европейской Южной обсерватории до сих пор еще не начинали строиться».