Любвеобильная комета сияет над Россией

С территории России можно наблюдать сияние кометы Лавджоя

Жители России в эти дни имеют возможность любоваться кометой Лавджоя. Возможно, переменная облачность в ночь на субботу позволит жителям Московского региона насладиться видом родственницы кометы Чурюмова — Герасименко, про которую все человечество узнало в ходе миссии «Розетта» — «Филы». Где на небе искать комету и как ее наблюдать, рассказывает «Газета.Ru».

Комета C/2014 Q2, которая является одной из немногих за последние годы с благоприятными условиями для наблюдений в Северном полушарии, была открыта 17 августа 2014 года известным «ловцом комет» из Австралии Терри Лавджоем. Будучи специалистом в области информационных технологий, свою известность он получил именно как первооткрыватель комет: таковых он открыл уже пять штук.

Например, его комета 2011 года удивила весь мир, пройдя через корону Солнца, где температура составляет миллионы градусов, оставшись живой: она потеряла лишь хвост, который по мере удаления от светила вновь отрос.

То астрономическое событие привлекло внимание еще и фамилией открывателя кометы — Лавджой: Love на английском означает «любовь», а joy — «радость».

При открытии кометы C/2014 Q2, которую сейчас можно наблюдать ясными вечерами, Терри Лавджой использовал 20-сантиметровый телескоп. После уточняющих наблюдений на других инструментах стало ясно, что открытая комета является долгопериодической: ее орбита сильно вытянута, минимальное расстояние до Солнца составляет 1,3 астрономических единицы (1 астрономическая единица — это среднее расстояние от Земли до Солнца, 149,6 млн км), а период ее обращения вокруг светила составляет от 8 до 11 тысяч лет.

Сблизившись с Солнцем, комета сильно удивила тех, кто за ней следил: она оказалась ярче, чем специалисты предполагали сначала.

В астрономии яркость объектов измеряется звездными величинами в логарифмической шкале, причем чем меньше это значение, тем объект ярче. Звездная величина Солнца составляет -26.8m, полной Луны — -12.7m, Марса в максимуме — -3m, а звезды Большой Медведицы — 1–2m. Невооруженным глазом человек способен разглядеть звезды до 6m. Комета в настоящее время имеет четвертую звездную величину.

«По осенним прогнозам яркости кометы C/2014 Q2 ожидалось, что максимальный блеск будет достигнут около 7 января 2015 года на уровне +5.5m.

Но уже в ноябре блеск хвостатой гостьи превышал прогнозы на 1,5–2 звездных величины.

И до сих пор яркость кометы Лавджоя остается на максимальном уровне (около +4 зв. вел. — это как блеск туманности Андромеды или туманности Ориона), при том что минимальное расстояние от нашей планеты комета прошла еще девять дней назад (7 января) на расстоянии в 70 млн км, — пояснил «Газете.Ru» Станислав Короткий, научный руководитель астрономической обсерватории ФПА «Ка-Дар». — А причиной роста блеска является еще постепенное приближение к Солнцу, ведь перигелий (минимальное расстояние до дневного светила) она пройдет 30 января на расстоянии 1,3 а.е. (195 млн км).

При нагреве ядра кометы из нее вырываются большие запасы газов, что и создает большую кому и хвост, которые, в свою очередь, светят отраженным от Солнца светом.

Хвост на данный момент достигает уже более 10 градусов (20 дисков Луны), или 15 млн км, а голова кометы (кома) в диаметре составляет 30 угловых минут (диск Луны или Солнца), что соответствует 750 тыс. км».

В настоящее время комета находится в созвездии Тельца.

«Глазом комета видна только в местах с очень темным небом, это, например, минимум в 100 км от крупных городов или в горах и в безлунное время, — поясняет Станислав Короткий. — Если нет возможности уехать далеко от цивилизации, то тогда можно отъехать от города на 30 км и там понаблюдать.

В городах, даже таких крупных, как Москва или Питер, ее тоже реально найти, но тут потребуется уже бинокль.

Рекомендуемые — 7х50 и 10х50, так как у них минимальное увеличение и наибольшая светосила, что позволит легко и быстро найти комету даже на засвеченном городском небе. Хвост кометы глазом и в бинокль не виден, видна только кома (голова кометы). Искать комету легче всего, ориентируясь по Плеядам — маленькому ковшику из звезд».

Для того чтобы читателям было легче найти Плеяды, сообщим, что в 21.00 мск они находятся строго на юге, на высоте 50 угловых градусов (то есть половина высоты от горизонта до зенита — точки, которая находится прямо над головой наблюдателя). Соответственно, до этого времени надо искать Плеяды восточнее (левее) направления на юг, а после 21.00 — западнее (правее).

В соответствии с прогнозом Московского метеобюро, в ночь на субботу в столичном регионе ожидается переменная облачность с прояснениями. Это значит, что шансы провести успешные наблюдения кометы Лавджоя есть, к чему «Газета.Ru» и призывает своих читателей.