Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Технологии

Shutterstock

Российская наука развивается из-за рубежа

Кто будет развивать дорожную карту MariNet в России

Анна Гурьева

Почему успехи платформы Национальной технологической инициативы MariNet сложно считать российскими, как будут выглядеть рынки будущего к 2035 году и что такое НТИ, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Что такое НТИ?

НТИ (Национальная технологическая инициатива) – это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых рынках. Под новыми рынками понимаются высокотехнологичные области, которые будут определять структуру мировой экономики через 15-20 лет. Предполагается, что новые рынки будут ориентированы на человека (потребителя) и сделают дистанцию между ним и производителем минимальной. НТИ была обозначена как один из приоритетов государственной политики Владимиром Путиным в 2014 году, в послании Федеральному собранию.

В рамках НТИ сформированы девять платформ (направлений), представляющих собой «рынки будущего»: энергетика, морской, воздушный и автомобильный транспорт, финансы, безопасность, нейрокоммуникации, медицина и пища. Так, летом текущего года было объявлено, что одной из частей развития рынка безопасности (платформа SafeNet) станет внедрение нейроинтерфейсов, квантовых вычислений, а также квантовой телепортации. Правда, тогда реакция общественности на это заявление была довольно резкой, так как многие СМИ поняли словосочетание «квантовая телепортация» как мгновенная телепортация человека в пространстве. На самом же деле речь шла о переносе поляризационного состояния фотонов в пространстве, которое используется при создании линий квантовой связи.

Как проходил отбор?

«Рынки будущего» — стратегически важные рынки для развития страны — для НТИ отбирались не случайным образом. Для того, чтобы попасть в инициативу, рынок должен представлять собой сеть, в которой люди были бы заменены программным обеспечением и компьютерами, кроме того, в России должны иметься компетенции для работы в данном направлении, а также предприниматели, которые могли бы возглавить компании-лидеры.

Более того, на рынках НТИ не должно быть существующих принятых технологических стандартов, чтобы предприниматели сами могли бороться за их создание. Еще один важный критерий – капитализация рынка к 2035 году должна достигать более $100 млрд.

Важно отметить, что 2035 год – это горизонт планирования НТИ, за который прогнозы и проекты инициативы не распространяются. При этом на уровне практических действий дорожные карты строятся на 2015-2018 годы, а контроль их реализации должен выполняться каждые два года.

Что такое MariNet?

Развитие интеллектуальных систем в морской и речной индустрии, создание глобальной систем спутниковой морской связи и беспилотного судостроения – одно из перспективных направлений, которые Россия финансирует в рамках Национальной технологической инициативы. MariNet – это платформа НТИ, рынок морского транспорта, цифровой навигации и инновационного судостроения. Локомотивом дорожной карты MariNet является компания «Транзас», которая в ноябре текущего года на форуме «Открытые инновации» в Сколково представила проекты беспилотного судовождения, разработанные в рамках реализации дорожной карты инновационного развития MariNet.

Выбор «Транзаса» на роль флагмана дорожной карты MariNet не случаен: компетенция специалистов этой компании не вызывает сомнений. «Транзас» был создан в 1990 году в Санкт-Петербурге группой российских профессиональных моряков и инженеров, затем стал одним из пионеров рынка электронных картографических систем и сегодня занимает более 35% мирового рынка электронно-картографических и навигационных систем, свыше 45% мирового рынка морских тренажеров, проводит около 25% инсталляций систем управления движением судов.

В чем проблема?

Рабочую группу по реализации дорожной карты MariNet возглавляет Сергей Генералов, президент ГК «Промышленные инвесторы», одним из основных активов которой является компания «Транзас». Подразделения этой же компании (ЗАО «Транзас Технологии» и ООО «Транзас Навигатор») являются ключевыми исполнителями двух из трех проектов, которые сейчас реализуются в рамках дорожной карты MariNet.

Проблема, однако, заключается в том, что «Транзас», находится в иностранной юрисдикции, а именно — Ирландии. Не являются исключением и ООО «Транзас Навигатор» и ЗАО «Транзас Технологии», которые находятся в собственности ирландской компании Transas Marine Ltd. со штаб-квартирой в Корке. ООО «Транзас Навигатор» учрежден ею напрямую, учредитель ЗАО «Транзас Технологии» — это зарегистрированная в Великобритании «дочка» Transas Technology Ltd. (учредительные документы имеются в распоряжении редакции).

Это означает, что на сегодняшний день «Транзас» считается российской компанией лишь по традиции. В России остался только офис компании и некоторые сотрудники — разработчики интеллектуальных продуктов, а также сам Сергей Генералов.

Чем занимается «Транзас»

Сегодня, помимо проектов беспилотных судов, которые являются делом отдаленного будущего, «Транзас» анонсирует вывод на рынок интегрированного решения для автоматизации судоходной отрасли THESIS, которое должно стать настоящим прорывом в сфере морской навигации, логистики и управления всеми ресурсами.

В условиях общественного скепсиса по поводу перспектив инновационного развития страны выход THESIS как результата работы российских ученых, могла бы стать мощным аргументом в пользу НТИ. Тем не менее, осуществляющие эти разработки российские специалисты работают на иностранные компании, аффилированные непосредственно с руководителем рабочей группы MariNet Сергеем Генераловым.