Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Желтые такси безопаснее

Ученые доказали, что желтые такси безопаснее синих

Цвет автомобиля напрямую влияет на шансы водителя попасть в аварию. К такому выводу пришли ученые, проанализировав езду сингапурских такси в течение трех лет.

Есть ли связь между цветом автомобиля и частотой его попадания в дорожно-транспортные происшествия? Безусловно есть, пришли к выводу ученые Чикагского университета, получившие ответ на этот вопрос в ходе масштабного исследования, результаты которого опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Аварии с участием общественного транспорта, в том числе такси, происходят во всех городах мира, с ними связаны большие финансовые затраты, а иногда и человеческие жертвы. Поэтому столь актуальны научные исследования, способные хотя бы отчасти снизить число ДТП и помочь понять, какие факторы влияют на аварийность.

Желтый цвет для автомобилей в такси используется еще с 1907 года, когда чикагская компания Yellow Cab выбрала его для покраски своих машин.

Тогда бизнесмены сочли этот цвет более заметным для пассажиров, которым легче заметить такую машину в потоке черных машин, преобладавших на улицах начала XX века. И хотя ранее ученые устанавливали связь между повышенной частотой аварий и темной окраской автомобилей, комплексных исследований на эту тему не проводилось.

Чтобы выяснить, как цвет автомобиля влияет на его аварийность, ученые решили обратиться к опыту крупнейшей в Сингапуре таксомоторной компании ComfortDelGro, в парке которой используются как синие, так и желтые автомобили. Это связано с объединением двух компаний, использовавших разные цвета авто, произошедшем в 2012 году. Всего в компании используется 16,7 тыс. автомобилей, что составляет примерно 60% от всех такси Сингапура, при этом желтых автомобилей в парке компании в три раза меньше синих.

В своем исследовании ученые проанализировали записи о всех авариях с участием 4175 желтых и 12 525 синих автомобилей этой компании, произошедших в течение 36 месяцев — с января 2012 по декабрь 2014 года.

Ученые учитывали показания датчиков GPS, установленных в автомобилях, чтобы исключить влияние на результаты таких факторов, как скоростная езда, количество остановок и количество пройденных километров. Кроме того, ученые убедились в том, что водители разного возраста, с отличиями в опыте и образовании, не имеют предпочтений в выборе цвета автомобиля. Все это позволило с высокой точностью обработать несколько миллионов записей о поездках и авариях, которые велись в течение трех лет.

«В среднем желтые такси участвовали в меньшем количестве ДТП, чем синие автомобили», — пришли ученые к выводу в своем исследовании.

Разница оказалась заметной. Если из тысячи синих автомобилей в среднем ежемесячно попадали в аварии 71,7, то у желтых такси этот показатель был меньше на 6 пунктов. Еще более внушительные результаты принес анализ частоты ДТП в темное время суток.

Выяснилось, что при уличном освещении участники дорожного движения врезались в желтые такси сзади на 19% реже, чем в синие.

Днем эта разница составляла всего 5 п.п. «Мы исключили различия в водителях как возможное объяснение и эмпирически показали, что, поскольку желтые такси более заметны, чем синие, — особенно впереди остальных автомобилей, — другим водителям проще избежать столкновения с ними», — пояснили авторы исследования.

По их мнению, результаты исследования могут быть использованы таксомоторными компаниями по всему миру, чтобы сохранить человеческие жизни и миллионы долларов. Они подсчитали, что перекраска всех автомобилей компании в желтый цвет поможет сократить ежемесячное число аварий на 76 случаев. Учитывая среднюю стоимость ремонта одной машины в $1 тыс., это приведет к ежегодной экономии в среднем в $2 млн.

Что думаешь?
Загрузка