Технологии

Antiquity Publications Ltd

Африканские рисунки разобрали на атомы

Археологи выяснили возраст древних наскальных рисунков в Африке

Археологи наконец смогли узнать возраст наскальных рисунков в Африке. Раньше это было невозможно из-за риска уничтожить их во время взятия образцов для анализа, но новый подход к исследованию позволил использовать совсем крошечные образцы. Полученные данные позволят больше узнать о культуре древних племен и рассматривать их живопись в связке с найденными на близлежащих территориях артефактами.

Южная Африка всегда была знаменита обилием хорошо сохранившихся наскальных рисунков времен каменного века, но до недавнего времени у археологов не было возможности точно их датировать. Теперь же с помощью инновационного подхода им удалось выяснить, что рисунки в юго-восточной Ботсване были созданы более 5000 лет назад. Пока что это старейшие рисунки в Африке. Результаты работы были опубликованы в журнале Antiquity.

Рисунки выполнялись как с помощью красок, так и гравировки. Благодаря многочисленным исследованиям, сейчас ученые могут довольно точно истолковывать смысл этих рисунков.

«Благодаря работам как немецких и британских специалистов XVIII–XX веков, так и современным этнографическим исследованиям, мы хорошо понимаем эти рисунки.

Они изображают то, что видели шаманы во время путешествий в мир духов, чтобы другие члены племени тоже могли это увидеть,

— рассказывает ведущий автор исследования Адельфин Бонно. — Также древние люди считали скалы барьером между миром людей и духов, и наскальные рисунки помогали им общаться с духами».

Кроме того, на рисунках изображены различные животные — рыбы, антилопы, жирафы, овцы.

Но, несмотря на имеющуюся информацию, исследователи были ограничены невозможностью точной датировки рисунков. Для анализа необходимо отколоть кусочек камня, рискуя повредить рисунок. Современные методы требуют крупных образцов, иногда нужно сотни миллиграммов краски с самого рисунка, что может означать полное его уничтожение. Кроме того, многие рисунки находятся снаружи и ничем не защищены от окружающей среды, поэтому их состояние довольно плохое и датировка весьма затруднительна.

Самый популярный метод — радиоуглеродное датирование, но для него необходимо, чтобы в рисунках были следы углерода.

Но если для рисунка использовался, например, уголь, то нет никакой гарантии, что он был свежим, а не образовался задолго до того, как древний художник взял его в руки.

Так что существует вероятность приписать рисунку несколько лишних сотен лет.

Авторы исследования пошли другим путем и впервые объединили традиционное радиоуглеродное датирование с ускорительной масс-спектрометрией, чтобы получить возможность использовать радиоуглеродный анализ на совсем маленьких образцах. УМС — это сверхчувствительный метод изотопного анализа веществ, при котором из исследуемого образца «извлекаются» отдельные атомы и производится их поштучный подсчет. Для анализа достаточно всего 0,001 г вещества.

Команда собрала крошечные, около 0,5 кв. мм, образцы рисунков с 14 стоянок в трех регионах на юге Африки — в Ботсване, Лесото и Восточно-Капской провинции. Все образцы были очищены, из них были отобраны те, которые могли предоставить наиболее точную информацию — это позволило избежать ошибочного датирования, как в описанном выше случае с углем. Вся работа заняла более семи лет.

Таким образом удалось установить, что возраст рисунков составляет 5723–4420 лет до нашего времени. «Нашим временем» ученые обычно называют 1950 год — именно тогда стала применяться радиоуглеродная датировка.

«Это действительно новый подход к анализу наскальных рисунков, со значительно улучшенными протоколами для обеспечения результатов самого высокого качества. Разработанную технологию можно использовать и в других местах», — отмечают авторы работы.

Полученные данные помогут исследователям узнать больше о племенах, которые создали эти рисунки. До точной датировки нельзя было связать их с артефактами, найденными в том же регионе. Теперь же появилась возможность проследить, как эволюционировало гончарное дело и другие ремесла параллельно с наскальной живописью.

«Датирование — это только начало наших исследований, оно открывает возможности установления диалога между искусством живших здесь племен и археологическими находками. Так как наскальная живопись рассказывает об их духовном мире, мы можем узнать больше об их обществе, культурных и духовных связях с другими племенами», — говорит Бонно.