Женихи улитки-урода предпочли друг друга

Британская улитка-урод не захотела иметь детей

Знаменитая левозакрученная улитка Джереми так и не смогла создать пару, зато это сделали присланные к ней «женихи». Эксперт рассказал «Газете.Ru», как возникают подобные шутки природы и можно ли разводить левозакрученных улиток.

Неожиданное развитие получила история улитки Джереми, личную жизнь которой несколько месяцев назад обсуждала вся Британия и местные СМИ. В октябре 2016 года Джереми привлекла внимание ученых в связи с тем, что она имеет редкую левозакрученную раковину, что случается примерно раз на миллион. Улитка Джереми была найдена у компостной кучи бывшим ученым, который обратил внимание на ее необычную раковину.

Он подобрал улитку и передал в университет, где ею занялись генетики. По их словам, для садовых улиток левозакрученная раковина —

чрезвычайно редкое генетическое отклонение, встречающееся примерно одно на миллион.

«Это действительно волнительная находка. Я изучал улиток более 20 лет и ни разу не наблюдал такого. Мы хотим исследовать ее генетику, чтобы выяснить, результат ли это порока развития или унаследованный генетический признак», — пояснил тогда Ангус Дэвисон, профессор университета.

Проблема улитки в том, что ее половые органы так же зеркально отражены, и поэтому спариваться с обычными правозакрученными улитками она не может. Изучив улитку, исследователи решили найти ген, отвечающий за асимметрию строения тела у других животных, в том числе человека. Чтобы оставить потомство, Джереми требовалось подыскать левозакрученного партнера. Для этого ученые через СМИ попросили население Британии найти в своих садах аналогичную левозакрученную улитку, спарившись с которой Джереми помогла бы найти ген, отвечающий за асимметрию строения.

Спустя месяц бурного обсуждения в СМИ для Джереми были найдены сразу два партнера. На призыв откликнулась 24-летняя Джейд Мелтон из Ипсвича, у которой в банках живет около 300 различных улиток, среди них Лефти — найденная год назад особь с левозакрученной раковиной. Кроме того, на связь вышел ресторатор Мигель Ангель Салом с Майорки, который заметил левозакрученную раковину, когда мыл улиток, предназначенных для приготовления.

Всех трех улиток поместили в одно помещение и стали ждать приплода. «Они живут в одной банке, пока ничего не случилось, но мы заметили обнадеживающие признаки — улитки начали флиртовать», — рассказывала осенью журналистам хозяйка Лефти.

Однако, как сообщает BBC, спустя несколько месяцев все пошло не так, как рассчитывали ученые: Джереми так и не удалось создать пару. А в результате образовавшегося любовного треугольника потомство было получено от двух присланных ей партнеров — Лефти и Томю. Первая кладка яиц была отложена в апреле,

и теперь на свет появились 170 новых особей, причем все они имеют правозакрученные раковины.

Ранее профессор Дэвисон пояснял, что Джереми реагировала безразличием на все попытки ученых заинтересовать ее гостями (улитки — гермафродиты, у них имеются и мужские, и женские половые клетки). «Мы оставляли их вместе, но, к сожалению, они до сих пор не спарились», — говорил профессор Дэвисон. Как объясняет BBC причины рождения исключительно правозакрученного потомства, скорее всего, «мама» имела и доминантный, и рецессивный гены, и левозакрученные дети должны получиться в следующем поколении.

Расширенный комментарий по проблеме улитки Джереми «Газете.Ru» дал кандидат биологических наук Егор Малашичев, заведующий лабораторией молекулярной нейробиологии Института экспериментальной медицины, специалист по вопросам симметрии у животных:

«За асимметрию внутренних органов позвоночных животных и закрученность раковины у улиток отвечает много генов. Об одном из них, наиболее рано экспрессирующемся в эмбриогенезе, еще до гаструляции, вышла публикация в журнале Current Biology — это ген формина. Но наиболее известны гены Pitx2 и Nodal. По некоторым оценкам,

в каскадах, приводящих к формированию правильной асимметрии тела животного, участвуют от 50 до 100 генов.

В случае поломки или неправильной экспрессии одного из них, в принципе, может возникнуть ситуация, которая у позвоночных называется situs viscerum inversus, когда все внутренние органы либо расположены не на той стороне тела (частный случай — декстрокардия), либо имеют неправильное строение, как у своего зеркального двойника (например, на разных сторонах тела млекопитающих может быть разное число долей печени или легких). У улиток это может быть выражено в асимметричной закрученности раковины, расположении внутренних органов, выходов половых органов. Не всякая поломка приводит к полной реверсии, может быть только частичная, так как за частные процессы отвечают разные гены».

Таким образом, поиск несколько сужается и за полный переворот внутренних органов или раковины у моллюсков отвечает не 100, а меньшее число генов, отмечает эксперт. Тем не менее при работе с дикими животными, такими как виноградные улитки, мы имеем дело не с чистыми линиями (когда любое животное с данным фенотипом, например левой раковиной, имеет одинаковый генотип по определенным генам).

«Далеко не факт, что у всех трех животных — Джереми и ее двух женихов — левозакрученность была вызвана одной и той же генетической проблемой.

Если бы это было так, то в зависимости от того, что это за ген и есть ли у него аллельные формы, мы могли бы ожидать в первом поколении получить хотя бы какую-то долю левозакрученного потомства. По факту видим, что все получились правыми. Коллеги из BBC в каком-то смысле правы, что во втором поколении может получиться левозакрученная улитка, однако они немного наивны — это произойдет наверняка лишь в том случае, если обе родительские улитки имели одну и ту же генетическую аномалию, а если разную, то вариантов будет больше», — подчеркивает ученый.

По словам Малашичева, если обе разные поломки в двух разных генах встретятся в одном потомке второго поколения, они обе будут в гетерозиготном состоянии, т.е. могут не проявиться. Если случайно подобрать двух улиток первого поколения, каждая из которых получила от «мамы» одну и ту же поломку, то тогда у них можно ожидать 25% левозакрученных потомков.

«Но и это еще не все. Дело в том, что в большинстве случаев при поломке какого-либо гена, отвечающего за асимметрию внутренних органов, чаще получается не полный переворот, а только гетеротаксия (т.е. одни органы перевернуты, другие — нет). Это результат того, что другие гены компенсируют своей работой возникающую проблему. Так что даже из тех 25% потомков второго поколения, имеющих «левый генотип», только часть (около 20–50%) будет действительно полностью левыми, а остальные окажутся левыми лишь частично, например, раковина у них будет закручена вправо, но какие-то другие черты строения будут левой ориентации. В общем, чтобы действительно развести много полностью левых улиток, нужно этим серьезно заняться и завести целую фабрику улиток — шансы есть, но с ходу не получится», — резюмирует специалист.