«Протон» ушел в космос после рекордного простоя

Ракета «Протон» впервые стартовала после годового простоя

Первый после рекордного простоя и скандала с бракованными двигателями старт «Протона» оказался успешным. Ракета вывела на геосинхронную орбиту американский спутник связи.

Первый после годового перерыва и давно ожидавшийся заказчиками старт отечественной ракеты «Протон» успешно состоялся с космодрома Байконур.
Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и американским космическим аппаратом Echostar 21 стартовала в 6.45 мск.

Это первый пуск РН «Протон-М» в 2017 году.

Как сообщили представители Роскосмоса, все стадии полета ракеты-носителя прошли в штатном режиме. Через 9 минут 42 секунды после старта орбитальный блок в составе разгонного блока «Бриз-М» и геостационарного спутника отделился от третьей ступени ракеты-носителя и продолжил полет в автономном режиме.

Космический аппарат Echostar 21 будет выведен на геосинхронную переходную орбиту за счет пяти включений маршевой двигательной установки разгонного блока «Бриз-М». В соответствии с программой выведения отделение аппарата от разгонного блока ожидается приблизительно через 9 часов 13 минут после старта — в 15.58 мск.

Космический аппарат был изготовлен фирмой Space Systems Loral (SSL, США) по заказу глобального спутникового оператора Echostar (США). Этот новейший геостационарный космический аппарат, построенный на базе платформы SSL 1300, предназначен для оказания услуг мобильной спутниковой связи на территории Европы. Контракт на запуск космического аппарата «ЭкоСтар-21» с помощью ракеты-носителя «Протон-М» заключил российско-американский консорциум International Launch Services Inc.

К старту было приковано всеобщее внимание в связи с техническими проблемами системного характера, которые заставили отложить запуск на полгода.

Предыдущий запуск «Протона» состоялся 9 июня 2016 года, когда на орбиту был выведен спутник Intelsat 31. Echostar 21 должен был полететь вслед за ним, запуск многократно переносился, а затем был отложен на длительное время в связи с обнаружением дефекта в двигателях второй и третьей ступеней.

В январе этого года стало известно, что Роскосмос принял решение отозвать все двигатели второй и третьей ступеней ракет-носителей «Протон-М» производства Воронежского механического завода. Речь шла о 71 двигателе РД-0210/0211 и РД-0213/0214, которые были собраны для 14 ракет в 2015–2016 годах.

Выяснилось, что все собранные к настоящему времени двигатели ракеты «Протон» требуют переборки, поскольку в их производстве использовался припой, не соответствующий конструкторской документации.

Вместо штатного был применен другой, более дорогостоящий припой с содержанием драгметалла.

«По «Протонам» это 71 двигатель, или практически весь задел по второй и третьей ступеням. В настоящее время подписан график проведения работ, значительная их часть будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год», — заявил в конце марта генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.

Посетивший ВМЗ зимой вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин заявил, что причиной брака стала низкая культура производства на предприятии. «Культура производства там крайне слабая. Она страдает, я в этом лично убедился. Этот завод должен быть перевооружен в первую очередь. Я вчера подписал поручение Роскосмосу проанализировать все критически важные с точки зрения безаварийности производства — ракетоносителей, двигателей, различных комплектующих, агрегатов, систем управления, а также космических аппаратов, которые должны бесперебойно и долго работать на орбите, — сказал тогда Рогозин. — Выявить все узловые моменты на производстве и людей, которые фактически соприкасаются с этой техникой и имеют к ней отношение. Если эти люди получают по 12–15 тыс. рублей в месяц, ждите беды. Вот и ответ. Диверсанты те, кто не платит таких денег этим людям».

Без одного дня год — это рекордный перерыв в запусках за всю историю ракет семейства «Протон», отмечают западные эксперты.

Предыдущий рекордный перерыв составлял 247 дней, причем полвека назад, — между последним стартом ракеты-предшественника УР-500 6 июля 1966 года и первым стартом ракеты «Протон-К» 10 марта 1967 года. Всего начиная с 1965 года в СССР а затем в России состоялось более 400 успешных запусков ракет семейства «Протон».