Слушать новости
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Космос

«Фантастическое облако»: разгадан марсианский феномен

Прослушать новость
Остановить прослушивание

Ученые выяснили, как возникает загадочное белое облако на Марсе

Исследователи поняли, почему каждую весну над марсианским вулканом формируется гигантское облако. Загадочное явление появляется каждое утро и может простираться на сотни километров.

Каждый год с приходом весны в южное полушарие Марса в одном и том же месте – в районе 20-километровой горы Арсия происходит необычное природное явление, которое лучше всего видно из космоса. Над горой появляется гигантское водяное облако, которое быстро вытягивается на сотни километров по ветру, и через несколько часов исчезает.

Проведя большую работу по сбору новой и получению архивной информации, ученые впервые досконально описали это явление и разобрались в его деталях.

Необычное облако впервые было замечено 13 сентября 2018 года на снимках Visual Monitoring Camera на борту зонда Европейского космического агентства Mars Express. Вскоре у ученых не было сомнения в том, что начало облака всегда находится в непосредственной близости от горы Арсия — потухшего щитового вулкана высотой 20 км, расположенного в районе провинции Фарсида, однако это атмосферное образование никак не связано с вулканической деятельностью.

Чтобы детально изучить феномен, команда европейских ученых попыталась взглянуть на него с помощью приборов на борту других марсианских орбитальных аппаратов. Однако сделать это оказалось сложно из-за изменчивости марсианской атмосферы и особенностей орбит этих спутников.

Поэтому обратиться пришлось все к той же камере на борту Mars Express. «Чтобы преодолеть эти трудности, мы использовали одно из секретных средств – Visual Monitoring Camera», — пояснил Хорхе Бернал из Университета Страны басков (Испания), автор исследования, опубликованного в журнале Journal of Geophysical Research.

Вместе с коллегами Бернал нашел применение прибору, который для этого предназначен не был. Марсианская камера, как называют ее ученые, имеет разрешение на уровне веб-камер образца 2003 года, когда и запускался аппарат. Она не была научным прибором и служила лишь для контроля отделения посадочного модуля Beagle 2 от орбитального зонда, после чего была отключена.

«Однако недавно прибор VMC перевели в разряд научных, — пояснил ученый. – Хотя она и имеет низкое разрешение, у нее широкое поле зрения, необходимое для съемки в различное время суток, и прекрасно подходящее для отслеживания эволюции феномена в течение долгого времени с коротким шагом. В результате мы смогли изучить все облако на протяжении множества жизненных циклов».

В итоге ученые сопоставили наблюдения с помощью VMC с двумя другими камерами на борту Mars Express — OMEGA и HRSC, а также с данными, полученными с других космических аппаратов — Mars Atmosphere and Volatile Evolution (MAVEN), Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), индийского Mars Orbiter Mission (MOM) и даже американского аппарата «Викинг-2», запущенного в 1975 году. «Особенно мы восхитились, копаясь в снимках «Викинга-2» из 70-х годов, — пояснил Бернал. – Мы обнаружили, что это огромное фантастическое облако было частично снято так давно – и сейчас мы исследуем его в деталях».

Анализ всех имеющихся данных показал, что облако может достигать 1800 км в длину и 150 км в ширину.

Это крупнейшее орографическое облако на Марсе, то есть возникающее при обтекании воздушными массами возвышенностей горного рельефа. В этом случае вулкан Арсия возмущает марсианскую атмосферу, вызывая образование облака при подъеме атмосферных масс и конденсации из них влаги на более высоких и холодных уровнях.

Выяснилось, что облако ежедневно претерпевает один и тот же цикл, возникая до рассвета Солнца на западном склоне вулкана. В течение двух часов оно быстро удлиняется со скоростью свыше 600 км/ч на высоте до 45 км. После этого оно перестает расти, отделяется от горы и уносится на запад высотными ветрами, после чего исчезает, испаряясь в утренних лучах Солнца.

По словам ученых, нигде еще в Солнечной системе климат не имеет столько сходств с земным, тем не менее, у двух планет остается очень много отличий. «Несмотря на то, что орографические облака часто наблюдаются на Земле, они не достигают таких гигантских размеров, и не показывают такую четкую динамику, — считает соавтор работы Августин Санчес-Лавега. – Понимание этого процесса может дать нам уникальную возможность попробовать повторить образование облака с помощью моделей».