Российские ученые уточнили взаимосвязь между переходом к цветению и клеточным циклом

Группа российских ученых под руководством Алексея Пенина из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова уточнила взаимосвязь между переходом к цветению и клеточным циклом, сообщается в статье, опубликованной в журнале BMC Genomics.

Более внимательно присмотревшись к генам, которые меняют свою активность в этой точке, исследователи обнаружили, что большинство из них играют важную роль в цикле деления клеток (это прежде всего гены таких белков, как гистоны, актины, тубулины, циклины и др.). При этом изменения большинства генов этих классов происходят синхронно, что обращает на себя особенное внимание.

Идея, предложенная в работе, состоит в том, что до момента инициации цветения клеточный цикл включает достаточно продолжительные промежутки между ростом и делением клеток, а также что в меристеме присутствует большое число клеток в состоянии покоя. В критической точке, отделяющей вегетативную стадию развития от генеративной, продолжительность клеточного цикла резко падает, что через изменение структуры хроматина может влиять на активность генов, контролирующих переход к цветению. Затем параметры клеточного цикла восстанавливаются, однако в меристеме происходит снижение числа покоящихся клеток.

«Эту гипотезу очень хотелось бы проверить не только на уровне экспрессии генов, но и непосредственным наблюдением за делением клеток. К сожалению, Arabidopsisthaliana, этот во многих отношениях прекрасный объект для экспериментов (прежде всего из-за хорошей изученности структуры его генома и функций отдельных генов), не очень хорошо подходит для цитологических исследований — уж слишком мелкие у него клетки, особенно в меристеме. Однако использование ряда современных подходов к анализу клеточных делений, вероятно, позволит решить эту задачу в дальнейшем», — говорит руководитель исследования Алексей Пенин.

Понимание процессов, связанных с зацветанием, важно не только с фундаментальной, но и с практической точки зрения, так как позволит управлять ими с целью повышения продуктивности сельскохозяйственных культур или, наоборот, отключения цветения нежелательных растений, например сорняков или аллергенов.

Россиян предупредили о скором скачке цен на кофе