Российские ученые выяснили, почему самый распространенный рак легких плохо поддается лечению

Группа исследователей под руководством Бориса Животовского, профессора и руководителя Лаборатории исследования механизмов апоптоза на факультете Фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова смогла выяснить, почему самый распространенный рак легких плохо поддается лечению.

В клетках аденокарциномы легкого, которые составляют основную группу (40-45%) немелкоклеточного рака легкого была обнаружена сверхэкспрессия многофункционального белка под названием Tudor staphylococcal nuclease (TSN) который, как выяснилось, «помогает» этим клеткам не реагировать на терапию. Посвященная этому открытию научная статья была опубликована в журнале Oncotarget.

Исследователям из МГУ удалось выяснить, что если заставить «замолчать» ген, ответственный за синтез белка TSN, клетки аденокарциномы теряют неуязвимость.

Ученые также выяснили роль белка TSN в клетке и его влияние на апоптоз. Являясь одним из компонентов комплекса RISC — РНК-индуцируемый комплекс выключения гена данный белок регулирует огромное количество реакций, заставляя включаться и выключаться разные гены. Исследователи предположили, что клетка сопротивляется лекарству не с помощью комплекса RISC, а через транскрипционные изменения, которые регулирует TSN.
В результате «кастинга» на роль мишени TSN самым подходящим кандидатом стал белок S100A11, который выключается при «замолкании» TSN, что, в свою очередь, делает клетки чувствительнее к лекарствам, причем не только к цисплатину. Однако аутофагия (другой тип программируемой гибели клеток), которая может приблизить клеточную смерть, регулировалась белком TSN, но не зависела от S100A11.Сам белок S100A11 — «темная лошадка». Не имеющий ферментативной активности, он может связываться с другими протеинами, изменять их конфигурацию и косвенно влиять на их взаимодействия. Такими «белками-марионетками», в частности, являются аннексины 1 и 2, ингибирующие (подавляющие) фосфолипазу А2, роль которой — расщепление арахидоновой кислоты, имеющей большое биохимическое значение.

Группа, Бориса Животовского выяснила, что подавление фосфолипазы АА2 нейтрализует эффект при «молчании» S100A11. Так замыкается круг влияний этих белков друг на друга, который в нормальной, «здоровой» клетке служит для поддержания тонкого равновесия и взаимного контроля.

Жителя Омска оштрафовали на 350 тысяч рублей за одобрение поджога военкомата в Красноярске