Российские медики нашли новую мутацию, которая вызывает мышечные и сердечные болезни

Сотрудники Российского научного центра хирургии имени академика Б. В. Петровского обнаружили у ребенка новую замену в гене, которая привела к развитию заболевания, поразившего скелетные и сердечную мышцы. Работа проходила в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом (РНФ), а ее результаты опубликованы в журнале Gene.

К врачам за консультацией обратилась семья с маленьким мальчиком, у которого была генерализованная мышечная слабость, проявляющаяся в общей слабости мышц с наиболее выраженным дискомфортом в области шеи. Помимо этого, у него диагностировали дилатацию (утончение стенки) левого желудочка. Было важно правильно поставить диагноз, а также определить риск повторного рождения ребенка с заболеванием в этой семье.

Медики провели полноэкзомное секвенирование – исследование, в ходе которого можно одновременно изучить последовательность всех белок-кодирующих частей генов – экзонов. Патогенные мутации в основном содержатся именно в этих участках, и потому такое секвенирование считается одним из наиболее эффективных методов диагностики наследственных заболеваний.

«В результате полноэкзомного секвенирования мы обнаружили у ребенка ранее не встречавшуюся нуклеотидную замену в некодирующей области гена MYH7. К тому моменту никто не знал о ее значении и роли. Мы провели биоинформатический анализ полученных данных и функциональные исследования и выяснили, что замена патогенна», – рассказала одна из авторов статьи Юлия Сурикова, врач-генетик лаборатории медицинской генетики Российского научного центра хирургии имени академика Б. В. Петровского.

Ген MYH7 – это ген бета тяжелой цепи сердечного белка миозина, который отвечает за мышечные функции и состоит из 38 экзонов. Для установления точного статуса найденной замены ученые провели функциональный анализ. У мальчика и его папы взяли образец мышечной ткани, исследовали структуру гена MYH7 и обнаружили, что из-за обнаруженной замены в нем исчезает 38 экзон. Медики отмечают, что в литературе описаны еще две замены в гене MYH7, которые тоже приводят к потере этого участка.

«Мы установили происхождение мутации de novo. Это дало нам возможность не только уточнить диагноз, но и провести семейное исследование и доказать, что замена впервые возникла у ребенка, а родители не являются носителями мутаций, и у них хороший прогноз для будущих детей. Наши коллеги из Медико-генетического научного центра помогли нам доказать патогенность мутации в клеточной системе HEK293N», – рассказала руководитель проекта Елена Заклязьминская, доктор медицинских наук, заведующая лабораторией медицинской генетики Российского научного центра хирургии имени академика Б. В. Петровского.

Позднее в семье родился еще один мальчик. Для этого ребенка во время беременности ученые провели пренатальную диагностику, которая показала, что у него нет такой замены гена. Авторы отмечают, что продолжат наблюдать и консультировать эту семью.

«Мы установили патогенное значение нового генетического варианта и предложили внести ген MYH7 в список генов-кандидатов для выявления ранних форм хронических нервно-мышечных заболеваний – миопатий – с доминирующим проявлением в слабости мышц шеи», – заключила Юлия Сурикова.

В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков