Изучена способность к восстановлению мышечной ткани у пациентов с сердечной недостаточностью

Ученые Института молекулярной биологии и генетики НМИЦ имени В. А. Алмазова и Российской академии медицинских наук нашли новую мишень для лечения и профилактики атрофии мышц. Это особенно важно для пациентов с сердечной недостаточностью, при которой страдают не только сердечная, но и скелетные мышцы организма. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда. Статья опубликована в журнале Stem Cells International.

Сердечная недостаточность – распространенное состояние, при котором сердечно-сосудистая система не способна обеспечить достаточное кровоснабжение органов. При этом наблюдаются одышка, слабость, утомляемость, отеки, непереносимость физических нагрузок. Причины развития сердечной недостаточности – гипертония, ишемическая болезнь и пороки сердца. Известно, что при этом страдает не только сердечная мышечная ткань, но и скелетные мышцы организма. Они становятся слабее, могут атрофироваться, что вызывает снижение работоспособности и ухудшает качество жизни пациентов: им становится сложно справляться даже с повседневными нагрузками. Для лечения и профилактики атрофии мышц сегодня используют особое питание и лечебную физкультуру, однако до сих пор не найдено средство, способное вернуть пациента к полноценной жизни.

Ткани способны в определенных пределах восстанавливать свою структуру – регенерировать. Это происходит в результате деления и специализации стволовых клеток организма, которые дают начало нескольким типам клеток. Однако при сердечной недостаточности стволовые клетки скелетной мускулатуры повреждаются, их регенераторный потенциал снижается. Это же происходит с возрастом. Стимуляция восстановления скелетных мышц при помощи активации стволовых клеток стала перспективной стратегией лечения мышечных дисфункций. Для этого нужно определить, сохраняет ли скелетная мускулатура пациентов с сердечной недостаточностью способность к регенерации и росту. Такое исследование провели ученые. Они взяли биопсию мышечной ткани от 3 здоровых доноров и 12 пациентов с сердечной недостаточностью. Из полученного материала выделили мРНК для обнаружения маркеров мышечной дисфункции и дальнейших исследований. Также ученые выделили стволовые клетки мышечной ткани для сравнительного анализа потенциала к дифференцировке в группах здоровых доноров и пациентов с сердечной недостаточностью.

Результаты анализа маркеров позволяют сделать вывод о хронической активации работы эмбриональных и неонатальных мышечных белков-миозинов, что в норме не наблюдается у взрослых. Это характерно для хронических патологических состояний.

«Иными словами, в нашем случае усиление работы эмбриональных и неонатальных миозинов является маркером длительного разрушения мышечной ткани у пациентов с хронической сердечной недостаточностью. В норме, когда регенерация проходит успешно, например, при травме, рост экспрессии эмбриональных и неонатальных белков – явление временное», – пояснила Рената Дмитриева, руководитель группы клеточной биологии Института молекулярной биологии и генетики ФГБУ «НМИЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России.

Сравнительный анализ способности к делению и специализации стволовых клеток здоровых доноров и пациентов с сердечной недостаточностью позволяет сделать вывод о том, что мышечная ткань таких больных сохраняет потенциал к росту и регенерации. Следовательно, стволовые клетки мышечной ткани могут рассматриваться в качестве перспективных мишеней для коррекции потери мышечной массы при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Блинкен полетит в Израиль после Китая